Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков [С-Ц]»

Бронникова Ольга Леонидовна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков [С-Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Дифференциация звуков [С- Ц].

Цели: развивать фонематический слух;

стимулировать процесс автоматизации звуков [с, ц] в предложениях, тексте.

Коррекционно-образовательные:

- развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков [с-ц];

- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [с-ц];

Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Дифференциация звуков [С-Ц]“» размещена в разделах

- развитие слухового анализа и синтеза;

- обучать навыкам словоизменения и словообразования;

- развивать устную речь.

Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, мышления;

- развитие смысловой догадки.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к животному миру;

-воспитание усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: мультимедийная установка; ноутбук; презентация; карточки-буквы; предметные картинки; карточки-загадки; синие и зеленый кружки; слова-линейки с синим бегунком.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Логопед : -Дети! К нам сегодня пришли 2 гостя. Но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадки:

Солнца яркого боится,

Ночью - хищник эта птица,

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о. (сове). Выставляется картинка.

А теперь давайте угадаем, кто наш второй гость:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Догадались? Это… (цапля). Выставляется картинка.

II.Дифференциация звуков [с-ц].

1. Уточнение артикуляции и характеристика звуков [с-ц].

Логопед : - Сова принесла нам в клювике звук. С этого звука начинается ее название. Какой это звук?

Дети: - Звук [с].

Логопед : - Давайте вспомним, когда мы произносим звук [с], что делают наши губы? - Улыбаются.

Где находится кончик языка? - У нижних зубов.

Какая воздушная струя – теплая или прохладная? - Прохладная.

Горло «звенит»? - Нет.

Значит, какой это звук : звонкий или глухой? - Глухой.

Во рту образуется преграда? - Преграда – зубы сомкнуты.

Значит этот звук согласный или гласный? - Согласный.

Звук [с] твердый или мягкий? - Твердый.

Каким кружком обозначаем? - Синим. Выставляется кружок.

У звука [с] есть мягкая парочка? - Звук [с’].

Логопед : - Цапля тоже принесла нам свой любимый звук. С какого звука начинается слово "цапля"? - Звук [ц].

Когда мы произносим звук [ц], что делают наши губы? - Улыбаются.

Где находится кончик языка? - У нижних зубов.

Какая струя воздуха? - Прохладная.

Образуется во рту преграда? - Преграда – зубы сомкнуты.

«Звенит» ли горло? – Не «звенит».

Значит, какой это звук : глухой или звонкий? - Глухой.

Звук [ц] твердый или мягкий? - Твердый.

Каким кружком обозначаем? - Синим. Выставляется кружок.

Звук [ц] бывает мягким? - Нет.

Логопед : - Скажите, чем же отличаются звуки [с] и [ц]? - Звук [с] можно тянуть длительно, а звук [ц] произносится кратко.

А что у этих звуков общего? - Оба звука согласные, твердые, глухие.

2. Развитие фонематического восприятия; выделение звуков [С- Ц] из слова :

Логопед : - Сова и цапля хотят с нами поиграть. Когда я буду произносить слова, вы должны поднимать картинки с совой, если услышите звук [с], и картинки с цаплей, если услышите звук [ц] (можно заменить картинки карточками с буквами).

- овца, оса, свет, пыльца, полоса, цапля, сабля, колесо, кольцо, цена, сено.

Логопед : - А теперь послушайте предложение и назовите все слова, которые запомните со звуком [с], а потом со звуком [ц] :

- Соня выпила целый стакан сока.

- На акации сидела синица.

- Заглянет солнце к нам в оконце, и целый день сияет солнце.

Логопед : - А теперь нам нужно будет найти слова, которые заблудились:

Заблудиться может каждый,

Даже кто-то очень важный.

Взрослый или же ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось, испугалось и закрылось. Среди прочих слов оно на звук [ц] всего одно. Послушайте и назовите это слово:

- сок, цена, сосна, слива; - Цена.

- цветок, сабля, сосулька, смех; - Цветок.

- сова, сон, стена, царь. - Царь.

А теперь ищем слова на звук [с] :

- цветы, Света, цель, цифра; -Света.

- сон, цена, цепь, цапля; - Сон.

- цыпленок, цемент, сук, цвет. – Сук.

Логопед : - Слова мы нашли, но они все перемешались. Давайте поможем сове и цапле навести порядок. Все картинки, в названии которых есть звук [с], отдадим сове, а те, в названии которых есть звук [ц] - цапле.

Дети выбирают картинки на доске и ставят их под картинки совы и цапли.

Логопед : - А сможем навести еще больший порядок? Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова стоит нужный звук. Слова: нос, сук, носки; цифра, конец, кольцо (дети передвигают синие бегунки на линейках).

Динамическая пауза.

Логопед : - А сейчас давайте отдохнем. Вставайте в ряд, повторяйте за мной движения и отвечайте на мои вопросы словами "Вот так!" :

Как живешь? (дети показывают большой палец).

Вдаль глядишь (дети прикладывают ладони ко лбу).

Ждешь обед? (кивают, совершают жевательные движения).

Машешь вслед (машут ладонями).

Утром спишь? (ладошки под щеку).

А шалишь (прыгают, приседают).

Логопед : - Теперь я буду кидать вам мяч и называть начало слова, а вы должны закончить слово слогом "сы" или "цы" и бросить мне мяч обратно:

О. (сы, воло. (сы, ов. (цы, рель. (сы, ножни. (цы,

зай. (цы, но. (сы, кури. (цы, ве. (сы, пугови. (цы, бу. (сы, молод. (цы)

3. Грамматика. Словообразование.

Логопед : - Пойдемте сядем, а то наши птички без нас заскучали.

Посмотрите, какие у нашей совы большие глаза! Как можно назвать ее одним словом? – Большеглазая.

У совы короткий хвост, она. короткохвостая.

У совы широкие крылья, она. ширококрылая.

У совы круглая голова, она…круглоголовая.

У цапли длинные ноги. Она…длинноногая.

У цапли острый клюв. Она…остроклювая.

У цапли длинная шея. Она. длинношеяя.

У цапли тонкие ноги, она. тонконогая.

4. Автоматизация звуков [с, ц] в предложениях, тексте. Развитие устной речи. Презентация «Как цапля и сова подружились».

- просмотр презентации с комментариями логопеда;

- пересказ текста по цепочке с опорой на слайды;

- индивидуальный пересказ ребенка.

III. Итог.

Логопед : - Ну вот наше занятие и закончилось. Давайте попрощаемся. с кем? (показывает картинки) – С совой, с цаплей.

Скажем "До свиданья". кому? - Сове, цапле.

А кого еще позовем на наши занятия? – Совенка, которого спасла цапля.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков [С-Ц]»
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 18:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков [С-Ц]»» (включая файлы) размещена пользователем Бронникова Ольга Леонидовна (УИ 2774342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД