Светлана Бакулина
Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»,
Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения:
фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с элементами развития речи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Публикация «Конспект занятия „Звуки [С], [С’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Цель: знакомство со звуками [с,сь], буквой С.
Задачи:
Образовательные:
• закрепление умения четко артикулировать согласные звуки [С, СЬ];
• закрепление понятия «согласный звук», «глухой звук»;
• развитие умения определять позицию звука в словах;
• закрепления умения подбирать слова на заданный звук;
• формирование умения подбирать слова с оппозиционными звуками по твердости - мягкости;
• закрепление умения делить слова на слоги;
• запоминание графического образа буквы;
• формирование звукового анализа и синтеза;
• формирование послогового чтения
• Развивающие:
• развитие фонематического слуха;
• развитие речи, коммуникативных навыков;
• развитие навыка координирования движений с помощью доски Бильгоу и выполнения многозадачных инструкций;
• развитие орального праксиса нетрадиционными методами;
• развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия
• развитие графомоторных навыков;
Коррекционно-воспитательные:
• формировать умение понять и принять образовательную задачу, поставленную в вербальной форме;
• продолжать учить отвечать на вопросы по ходу образовательной деятельности с адекватным использованием усвоенной терминологии;
• формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
• формировать у детей элементарное представление о их гендерной принадлежности, воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимопомощи, умение действовать, как слаженная команд
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, продуктивные, творческие.
Формы детской деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная.
Здоровьесберегающие технологии:
• самомассаж биологически активных точек на подушечках пальцев с помощью прищепок;
• Массаж стоп с использованием массажных дорожек и аппликатора Кузнецова;
• мозжечковая стимуляция с помощью балансировочной доски Бильгоу;
• развитие орального праксиса;
• смена динамических поз;
• профилактика нарушения зрения;
• развитие мелкой моторики с помощью работы с пшеном.
Планируемые результаты:
- умеют делить слова на слоги, давать характеристику звуку;
- умеют составлять распространенное предложение с заданным словом,
- обучающиеся владеют элементарными навыками самомассажа,
- связно и логически грамотно отвечают на вопросы,
- формируется положительная мотивация для дальнейшего обучения, познавательный интерес, дети учатся сохранять свое здоровье, имеют представление о их гендерной принадлежности.
Организация пространства: сундук с пшеном, ИКТ, переносная колонка, стопы с элементами аппликатора Кузнецова; карточки с изображением слов на изучаемые звуки на прищепках, вязаное солнышко; пособие «Сосулька»; доска Бильгоу, ведро, снежки, стаканчики с имитацией воды, слайды, музыкальная композиция, буквы на палочках, напольный столик для индивидуальной работы, подушки – сидушки, мешочек с сюрпризом.
Подготовительная работа: дезинфицирующая обработка индивидуальных стаканчиков из пластика, изготовление раздаточного, демонстрационного и игрового материала, подбор речевого материала, подбор музыкальной композиции и слайдов
Программное обеспечение:
1. В. Ф. Базарный, Здоровье и развитие ребенка, М, 2005г.
2.. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/Lisenok-Belk/3140921
3. В. В. коноваленко, Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет., М., Издательство «ГНОМ и Д», 2008
4. М. Ю. Картушина, Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада., 2004
5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.
Технология изучения указанной темы
№ Этап
занятия Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1 Психологический
настрой
Организационный момент Логопед:
- Наше весеннее занятие начинается.
Солнышко в окошко всем нам улыбается.
Мы с вами за руки возьмемся,
Друг другу тоже улыбнемся.
Пусть сегодня на занятии нам сопутствует успех.
Я желаю нам удачи,
И здоровья всем в придачу. Все встают в круг, берутся за руки 1 мин.
2 Мотивационно – ориентировочный этап Логопед:
- Предлагаю вам немного размяться и повторить чистоговорки. (Вначале девочки, затем мальчики)
На-на-на – наконец пришла весна.
Ло-ло-ло на улице тепло.
Ель-ель-ель начнется скоро уж капель
Ля-ля-ля просыпайся, земля.
- Ребята, посмотрите, а вот и следы. Предлагаю пройти по следам и посмотреть, куда же они ведут.
Мы шагаем по дорожке,
Но не мерзнут наши ножки.
На проталины мы наступаем,
И массаж мы выполняем.
- Вот куда нас привели следы, к сундуку. Я сегодня возле входа в детский сад его нашла. Но без вас я не стала смотреть, что же в нем. Давайте откроем его вместе. Ух ты, здесь письмо. Прочтем?
«Меня зовут невидимка- звуковичок. Вы не видите меня, когда я прихожу к вам на занятия. Но мне очень нравится, что вы трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам сундучок. Но он заперт на замок. Вам предстоит его открыть, а чтобы его открыть, вам надо выполнить задания и найти 5 ключей. А поможет вам в этом план - схема». Давайте посмотрим, что же нам за план – схему приготовил звуковичок. Готовы?
Дети проговаривают чистоговорки чередуясь – девочки - мальчики
Идут по стопам. Подходят к сундуку.
Дети отвечают
4 мин.
3 Поисковый
этап Логопед:
-Ребята, поможем Сундуку открыться?
- Но, что-же это за необычная схема? И как она нам поможет найти ключи?
Мы с вами должны будем познакомиться со звуком С, перейти через снежную гору, поиграть с солнышком, и наполнить ведро сосульками, подобрать Принести снег и слепить снеговика, а затем поделить снежные слова на слоги, нарядить елочку, придумав предложения.
- Готовы? Ответы детей.
Рассматривают схему вместе с логопедом, которая размещена на доске
Ответы детей. 2 мин.
4 Практический этап 1. Знакомство со звуками с и сь.
Самостоятельное определение гласный звук или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Ловят звук ладошками, произносит логопед.
Логопед:
Я предлагаю мальчикам поймать звук, а девочкам слово
2. развитие фонематического анализа и синтеза
Логопед:
На нашем пути снежная гора. Снег еще ведь не везде сошел. Мы должны преодолеть это препятствие и назвать слова, которые начинаются на звуки с и сь, но слова не простые, а весенние. Девочки назовут слова с мягким звуком Сь, а мальчики с твердым звуком С. Но еще и быть ловкими, чтобы попасть в ведро мячиком и удержаться на горе.
3. Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, массаж подушечек пальцев рук с помощью прищепок
Логопед:
- Вот и солнышко выглянуло. Поиграем с ним немножко. Мы с вами выберем только те картинки в которых есть звук с или сь. Мальчики выберут картинки, где эти звуки в начале слова, а девочки, где этот звук в середине или конце слова. И прикрепим картинку к солнышку прищепкой, отвечая какой это звук, где находится. На вопросы отвечаем полным ответом.
Динамическая пауза. Развитие орального праксиса
Логопед:
Солныщко припекло. Сосульки растаяли и наполнили наши стаканчики талой водой. Предлагаю вам перенести воду в стаканчиках с одного стола на другой. Но нести стаканчики надо не руками. А держа стаканчик зубами. Мальчики перенесут синие стаканчики, а девочки зеленые
4. Закрепление умения делить слова на слоги, формирование навыков составления распространенных предложений с заданным словом
Логопед:
Молодцы у нас ребята, быстрые, умелые.
Много воды принесли, и не расплескали.
- А теперь можете присесть на стулья за столы и мы с вами поиграем в игру с капельками воды, которую мы принесли, будем делить слова на слоги, и придумывать с этим словом предложения. Выложите столько капелек на сосульке, сколько слогов в слове:
Солнышко, синица, сосулька, весна, подснежник.
5. Знакомство с буквой С.
Логопед:
Просмотр слайдов на ИКТ про букву с, на что похожа буква С. Дети прописывают букву С в воздухе пальчиком.
Давайте с вами напишем букву с на доске. А теперь трудное задание. Мальчики будут писать слово под диктовку. А девочки напишут на досках любое слово, которое начинается на звук с или сь
Профилактика нарушения зрения.
Логопед:
- Наши глазки устали.
Букву с мы все писали.
Глазам надо отдыхать
С буквой предлагаю поиграть.
Букву с мы изучали, с ней немного поиграли.
Буквы в право полетели, глазки вправо посмотрели.
Буквы влево полетели, глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимал.
И на стол их опускал.
Закрываем мы глаза. Отдыхаем от письма.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, мы нашли все пять ключей. Так, идем открывать сундук. Ух ты! Сколько здесь еще не растаявшего снега.
Я предлагаю вам найти то, что спрятано в снегу. Это карточки. Давайте их прочтем и закончим предложение: После каждого выполненного задания, находится ключ в месте выполнения задания.
Ответы детей, находят первый ключ. Сначала отвечают девочки, затем мальчики. Сидят на стульях, находят первый ключ
Упражнения на доске Бильгоу. Дети называют слова и кидают снежок в ведро по очереди.
Находят второй ключ
Выполняют задание, находят третий ключ.
Дети с помощью зубов переносят стаканчики с водой с одного стола на другой, проходя по массажному коврику. Мальчики синие стаканчики, девочки - зеленые
Дети садятся за столы. Хлопками делят слова на слоги, отвечают и кладут капельки на сосульку, придумывают предложение с этим словом. Находят четвертый ключ.
Стоя возле компьютера
Затем мальчики пишут слово под диктовку, а девочки пишут на доске слово со звуками с и сь в начале слова. Находят пятый ключ.
Берут в руки букву с на палочке.
Дети выполняют гимнастику для глаз с буквой, делая движения по тексту.
20 мин
5 Рефлексивно-оценочный этап Логопед:
- Я узнал ….
- Мне было трудно…
- Я хочу….
- У меня…
- Мне понравилось…
Логопед хвалит всех детей за работу на занятии
Логопед:
- Тут еще какой - то мешочек. Откроем?
Сюрприз
Логопед говорит о последующей работе и дарит прописи с буквой с
Ответы детей.
Дети перечисляют задания, которые выполняли, что им понравилось, что было трудно. Что бы они еще хотели выполнить.
3 мин