Папки-передвижки

Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи. Работа со звуком [з]-[с]»

Валентина Верзакова
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи. Работа со звуком [з]-[с]»

Звуковая культура речи. Работа со звуком [з]-[с]

Верзакова Валентина Александровна, воспитатель 1 КК

МБДОУ «Приданниковский детский сад №5»

Конструкт

совместной образовательной деятельности с детьми

Тема: Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи работа со звуком «З» и «С»»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма совместной деятельности : НОД

Форма организации: групповая

Публикация «Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет „Звуковая культура речи, Работа со звуком [з]-[с]“» размещена в разделах

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками «З» и «С».

Задачи:

Воспитательные:

Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;

Воспитывать интерес к занятиям;

Воспитывать у детей положительную самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

Способствовать развитию координации речи с движением;

Способствовать развитию зрительной памяти.

Обучающие:

Совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками З и С;

Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении

Предварительная работа :

Учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Игра: «Каждый должен найти себе пару. Для этого надо сказать слово и назвать сходное по звучанию. Например, Сережа говорит: Петрушка, а кто-то отвечает – Пеструшка, мишка – топтыжка, чайник – купальник, носок – песок, шина – машина». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

Средства: наглядные : демонстрация, игра, упражнения,, повторение, показ,.

литературные: чтение художественного слова, объяснение, поощрение

оборудование и материалы: Картинки со звуком «З» и «С». Игрушки Совы и Зайца. Картинки с замком и звуками. Домики

Информационные источники : Материалы из книг о природе.

Индивидуальная работа

Задачи: воспитывать умение произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, учить выделять звуки на слух

Ход:

-Катя посмотри и назови, какие животные есть у нас в зоопарке.

подходят, рассматривают

животных, перечисляют.

(Слон, зебра, лев, коза….)

подходят, рассматривают

животных, перечисляют.

(Слон, зебра, лев, коза….)

подходят, рассматривают

животных, перечисляют.

(Слон, зебра, лев, коза….)

(ребенок подходит и перечисляет животных : слон, лев, коза)

-А теперь Катя назови животных, в названии которых есть звуки –з и –с

( отвечает: коза, зебра, заяц, слон, лось)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы

(последовательность) деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат

1 Этап. Мотивация к деятельности

Цель.

Мотивировать детей на совместную деятельность.

Чтение информации о писателе.

.

Ведет диалог с детьми

Чтение информации о писателе

Деление детей на команды.

Начало викторины. Сосредотачивают внимание.

Дети здороваются.

Размышляют. Ответы детей

Вступают в диалог, отвечают полным предложением.

Активно включаются в работу.

Проявляют любознательность

соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

2 Этап.

Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель.

Актуализировать знания детей. Выявление «знания-незнания» Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы Поиск ответа на вопрос, решения проблемы.

Объяснение правил викторины.

Задает вопросы

Уточняет ответы детей.

Выслушивает их свободные высказывания.

Сосредотачивают внимание.

Сосредотачивают внимание.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.

Решают интеллектуальную задачу.

Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

З Этап.

Решение проблемы

Чтение отрывка из сказки

Дает задание собрать пазлы.

Слушают воспитателя

Выполняют задание Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении.

Проявляют заинтересованность инициативность.

4. Этап

Работа в группе

Цель: определить предстоящую деятельность. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания;

Загадывает загадки.

Отвечают на вопросы.

Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

5 Этап.

Результат деятельности и рефлексия.

Цель.

Подвести детей к осознанию своей деятельности, самооценке её результатов.

Читает отрывок

Задает интеллектуальную задачу. Слушают воспитателя

Решают интеллектуальную задачу.

Осуществляют анализ. Умеют оценивать свои знания, полученные в процессе познавательной деятельности.

6 Этап.

Открытость

Цель: продолжение работы вне занятия Ведущий : Молодцы! А теперь подводим итоги соревнований. Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности.

Награждение команд. Соглашаются с воспитателем. Проявляют заинтересованность

Ход деятельности

Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

1. Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

-смотивировать детей на совместную образовательную деятельность

-учить управлять органами артикуляции -развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

-развивать фонематический слух

-учить отчётливо произносить слова и словосочетания

Беседа;

эмоциональное стимулирование;

упражнения. - Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя на занятие:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

-Этому мы с вами учимся на наших занятиях. Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

-А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло. (сова)

-Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

- Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком с живет еще один звук слушайте загадку.

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц)

-Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

- Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

-Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Вы хотите помочь Сове и Зайке?

Но перед этим Сова предлагает поиграть в чистоговорки, чтобы они помогли нам красиво и правильно говорить. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.

Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.

Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

Дети стоят полукругом, слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность

У детей развивается подвижность органов артикуляционного аппарата;

У детей проявляется фонематический слух

Дети умеют: отчётливо произносить слова и словосочетания

2. Основная часть.

Задачи:

-учить детей правильно произносить звук «С» и «З»;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

-учить различать слова, начинающиеся со звука «С» и «З», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

–Предлагаю вам произнести эти звуки : [З], а теперь звук [С].

- Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. А теперь давайте каждый проверит и сделает самостоятельно

. Дети вступают в диалог, не перебивают сверстников

Активно включаются в различные игры, проявляют интерес

Дети умеют правильно произносить звук «С» и «З»;

Дети демонстрируют интонационную выразительность речи;

Дети умеют различать слова, начинающиеся со звука «С» и «З», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

2.2 Игра «Помести звук в домик»

-развивать фонематический слух;

-учить детей правильно произносить звук «С» и «З» (изолированного, в слогах, в словах);

-формировать у детей интерес к игре «Помести звук в домик»

-развивать психические процессы (внимание, память, мышление) Беседа;

демонстрация;

упражнение;

объяснение;

повторение -А теперь новая игра. «Помести звук в домик»

Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Тот, кого я назову, подойдёт к доске и поселит слово в определенный домик. Если в слове будет звук З, то его надо поселить в домик, на котором нарисован Заяц. А если в слове будет звук С, то картинку надо определить в домик, на котором нарисована Сова.

-Молодцы, и с этим заданием справились, вот и наша первая часть замка, а теперь давайте немного разомнемся!

У детей проявляется фонематический слух;

Дети умеют правильно произносить звук «С» и «З» (изолированного, в слогах, в словах);

Дети проявляют интерес к игре «Помести звук в домик»

-У детей развиваются психические процессы (внимание, память, мышление)

Физминутка

Задача:

-способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ;

чтение художественного слова

Воспитатель предлагает детям встать и выполнить упражнение

Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности

2.3 Игра «Доскажи словечко»

Задачи:

-воспитывать у детей уважительное отношение к педагогу и сверстникам в процессе взаимодействия;

-развивать у детей связную речь (диалогическую, монологическую);

-учить детей правильно произносить слова со звуком «З» и «С»

-воспитывать интерес к работе со словами и звуками

Объяснение;

упражнение;

игра; поощрение;

повторение

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и дополнить его.

-Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

- Слушайте внимательно:

*Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? ….(Зайка).

*В коридоре топот ног,

Что зовет нас в класс?. (звонок)

+ Я сижу едва не плача,

Очень трудная …. (задача)

* Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла …. (зима)

*Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку)

-Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно и за это получили еще одну часть замка. Дети выполняют задания, взаимодействуют со сверстниками и педагогом, активно включаются в диалог Дети демонстрируют уважительное отношение к педагогу и сверстникам в процессе взаимодействия;

Дети демонстрируют связную речь (диалогическую, монологическую);

Дети умеют правильно произносить слова со звуком «З» и «С»

У детей проявляется интерес к работе со словами и звуками

2.4 Игра «Четвертый лишний»

Задачи:

-воспитывать у детей уважительное отношение к педагогу и сверстникам в процессе взаимодействия;

- развивать у детей словесно-логическое мышление

-учить детей правильно произносить слова со звуком «З» и «С»

- закреплять у детей умение группировать предметы по заданному признаку

- воспитывать у детей положительную самооценку, уверенность в себе. Объяснение;

упражнение;

игра; поощрение;

повторение Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Четвертый лишний».

-И последняя игра, которая называется «Четвертый лишний». Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «З-С»,

которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

-( Картинки: сова, сосулька, замок, собака. Какая картинка лишняя, почему?

-( Картинки: забор, ваза, звезда, ананас. Какая картинка лишняя, почему?

-( Картинки: сад, салат, арбуз, самолет. Какая картинка лишняя, почему?

-( Картинки: газон, нос, змея, изба. Какая картинка лишняя, почему?

-Молодцы! Вот вам последняя часть замка.

Дети выполняют задания, взаимодействуют со сверстниками и педагогом, активно включаются в диалог Дети демонстрируют уважительное отношение к педагогу и сверстникам в процессе взаимодействия;

У детей проявляется словесно-логическое мышление

Дети умеют правильно произносить слова со звуком «З» и «С»

у детей закреплено умение группировать предметы по заданному признаку

- дети демонстрируют положительную самооценку, уверенность в себе.

5. Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Поощрение Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и садится перед ними. Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з-

- Скажите, ребята, какой звук мы сегодня научились правильно произносить?

-Какие слова вы знаете со звуком «З»?

-А какие слова со звуком «С»?

- В какие игры мы с вами играли?

-А какая игра вам понравилась больше всего?

Ответы детей.

- Хорошо, молодцы

-Вы сегодня все потрудились, выполняли задания, были дружными, активными. Я очень за вас рада! Дети слушают воспитателя, подводят итог и отвечают на вопросы Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

6. Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Поощрение Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность в режимных моментах.

- Ребята, смотрите, за то, что вы помогли Сове и Зайцу расколдовать замок они оставили для вас вот такие раскраски и все они начинаются на звук «З» или «С».

-Предлагаю в свободное время, сделать их яркими, и потом рассказать, что или кого вы раскрасили.

Дети внимательно слушают соглашаются принять участие в деятельности Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи. Работа со звуком [з]-[с]»
Опубликовано: 26 января 2024 в 11:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД