Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Закономерности психического развития эмоциональной сферы детей от года до семи лет»

Ольга Марусич
Консультация для педагогов «Закономерности психического развития эмоциональной сферы детей от года до семи лет»

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. И не секрет, что развитию познавательных процессов уделяется больше внимания, чем развитию эмоциональной сферы ребенка. Дети дошкольного возраста не могут управлять своими чувствами, а это приводит к неадекватному поведению, нарушению коммуникативных навыков. Самому ребенку трудно разобраться в своих чувствах и переживаниях. Ему необходимо помочь научиться понимать свое состояние и переживания, учить контролировать свое поведение.

Публикация «Консультация для педагогов „Закономерности психического развития эмоциональной сферы детей от года до семи лет“» размещена в разделах

Эмоциональное развитие детей второго и третьего года жизни тесно связано с предметной и игровой деятельностью.

Эмоциональные реакции у детей второго года жизни возникают под влиянием объектов, с которыми предстоит действовать ребенку, на саму в целом предметную ситуацию, на собственные действия и на полученный результат. По выражаемым ребенком эмоциям можно судить о степени развития его навыков и удовлетворении потребности в совместной с взрослым предметной деятельности.

Положительные эмоции (улыбки, радостные возгласы, частые обращения к маме) говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение. Он переживает по поводу результатов своего действия, радуется успеху-одобрению и огорчается при неудаче. В этом процессе огромное значение отводиться речи.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся чувств, моральных суждений. Происходит это следующим образом. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Постепенно, примерно к 2,5-3 годам слово перестает нуждаться в подкреплении и ребенок уже реагирует на его значение, как таковое. На основе сформированной связи «представление о хорошем, правильном поведении - одобрение взрослого - положительные эмоции» происходит становление регулирующей функции речи. С этого момента поведение ребенка управляется речью взрослого.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки продолжает формироваться чувство стыда, связанное с ранним опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцененных образцах поведения. Оно возникает при отклонении поведения от положительного образца. При этом малыш сам чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Для развития достоинства, самолюбия и гордости за свои положительные поступки особое значение имеет похвала. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают только при прямой оценке взрослого. Если положительные оценки повторяются и связываются с одними и теми же качествами и поступками, потребность получать положительную оценку и удовлетворять свое самолюбие становится устойчивой. Противоречие возникает, когда взрослый перестает хвалить ребенка за его прошлые достижения, а новая форма поведения или формирующиеся способности не заслуживают такой же похвалы. Например, мама не станет хвалить ребенка 4 лет за то, что он сам одел или снял колготки и ли самостоятельно поел, а малыш 2-2,5 лет получит за это одобрение старших. Ребенок сопротивляется и продолжает гордиться тем, чем привык, пока под влиянием новой оценки и новой ситуации развития не перестраивается его отношение к себе и своим способностям.

На 2-3 году зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, чувство зависти, ревность. Это имеет особое значение, так как большинство детей начинают в этом возрасте посещать общественные учреждения. Дети стремятся узурпировать внимание взрослого и протестуют. Когда его приходиться делить с другими детьми. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. Накопление собственного жизненного опыта и опыта общения помогает ребенку понимать, когда другому ребенку больно, обидно, плохо. Уже до трех лет ребенок способен оказать посильную для себя помощь, утешить, поделиться, привлечь к участию в игре.

Настроение близких людей дети понимают намного лучше. Любовь, привязанность становятся глубже.

Малыш начинает получать удовольствие от игры уже к концу второго года жизни. Возникают переживания, связанные не только с действием, но и с сюжетом. Неудачно выполненное игровое действие вызывает сильное огорчение, иногда слезы и раздражение. К концу третьего года жизни ребенок не реагирует уже так сильно на предметное действие, но больше переживает развитие сюжета. Чем сильнее ребенок реагирует на игровые события, тем выше уровень развития игровой деятельности и ее значимости для ребенка.

Обобщая особенности эмоционального развития детей раннего возраста, хочется подчеркнуть, что эмоции и чувства в этом возрасте неустойчивы, кратковременны и бурно выражаются. Дети очень возбудимы и это оказывает влияние на все поведение. Любое ожидание приятного события или их насыщенный характер и чрезмерная продолжительность вызывают плаксивость, капризы и раздражительность. Чтобы не провоцировать эмоциональных срывов, соблюдайте несколько простых правил:

• не перегружайте детей эмоциональными раздражителями;

• помните об «эмоциональном заражении», свойственном еще этому возрасту, когда дети повторяют эмоциональные реакции друг друга;

• придерживайтесь режима, традиционных для вас способов кормления и укладывания спать;

• придерживайтесь выработанных способов воспитания и общения, не допуская рассогласования требований к ребенку;

• избегайте «экзальтации» в общении с отдельными близкими, связанной с недостаточно продолжительным и эмоционально насыщенным общением (например, визит бабушки или приходящего папы).

В дошкольном возрасте начинают активно развиваться подлинно социальные чувства, зачатки которых формировались в младенчестве и раннем детстве. Эмоциональное развитие осуществляется, благодаря изменениям в личности: среди множества мотивов поведения у ребенка выделяется один ведущий, а результат своей деятельности ребенком уже предвидится. Поэтому дошкольник испытывает радость уже тогда, когда только задумывает что-то, еще не получив конкретный результат. Если раньше он слушался и «делал хорошо», чтобы его похвалили, то теперь он поступает так, чтобы порадовать окружающих, сделать им приятное. Выполнение нравственных норм активнее усваивается детьми в общении с близкими людьми, которые эмоционально значимы для них, и с которыми ребенок постоянно взаимодействует. То обстоятельство, что ребенок может предвидеть эмоциональный результат своего поступка, влияет на его способность сдерживать свои потребности и направлять их. Ярким примером того, как взаимосвязаны эмоциональное предвосхищение и мотивы деятельности, может служить ситуация с секретом.

Ребенку предлагается совместно готовить подарок для папы или мамы, но в тайне от нее или него. Понимая, какой будет радость от сюрприза, и, желая ее доставить родителю, ребенок может оставить игру и трудиться над подарком и не рассказать о нем раньше времени. При этом, чем старше ребенок, тем легче ему будет подчинить свое нетерпение цели.

Именно в дошкольном возрасте в связи с развитием сознания и самосознания, а также способности к контролированию себя, ребенок может обсуждать свои чувства, анализировать их и сдерживать их проявления. Конечно, все эти способности у дошкольника еще очень несовершенны и при сильных эмоциональных переживаниях или без должного руководства со стороны взрослого происходит их распад.

Дети дошкольного возраста чрезвычайно экспрессивны. Их мимика, интонации, движения, окрашены эмоциями особенно сильно в моменты игры и коллективного общения. Поскольку речь детей 3-5,5 лет не совершенна, то эмоциональные средства существенно облегчают общение детей друг с другом. В этом возрасте особенно важно поддержать и направить детскую экспрессивность, чтобы она помогала ребенку выражать свой внутренний мир и понимать другого человека. Необходимо учить ребенка адекватным способам и формам выражения собственных чувств.

Очень важным моментом развития становиться общественная подоплека переживаний, то есть детское общество, и нравственные нормы по которым оно существует, регулируют содержание и силу переживаний ребенка. В отношении сверстников продолжают развиваться симпатии, сочувствие, сопереживание, товарищество. Все эти социальные чувства развиваются в коллективной сюжетно-ролевой игре и бытовом общении. Детские симпатии становятся почвой для развития желания помочь, уступить, порадовать другого ребенка. В ситуациях соперничества или сравнения себя со сверстником ребенку тяжело быть доброжелательным, чаще берут верх эгоизм и зависть. Поэтому очень важно, чтобы дети воспринимали общие цели группы, ориентировались бы на общий результат и радовались общей победе. А сравнивать свои достижения ребенку всегда легче с литературным, вымышленным героем, чем с партнером по игре.

Именно в дошкольном возрасте ребенок становится чувствительным к собственному выполнению нравственной нормы, а также и другими детьми. Ребенок испытывает самые разнообразные чувства: огорчение, обиду, разочарование, раздражение и прочее, когда сверстник ведет себя недостойно. За собственное поведение он испытывает стыд, смущение и неловкость, либо вдохновение и гордость. К 7 годам чувство долга сформировано у ребенка как осознанная необходимость и обязанность соблюдать общественные нормы поведения.

В дошкольном возрасте чувственная сфера ребенка интеллектуализируется, она становится более осознанной и обобщенной. Ребенок помнит свои переживания и повод, который их вызвал достаточно долго. Они могут описывать свои эмоции, обсуждать их с близкими людьми. Ребенок испытывает новые чувства, связанные с собственной познавательной деятельностью.

Ребенок активно познает и преобразует мир, он исследователь и творец и роль чувств в этих процессах также велика, как роль музыки в пьесе. Чувства помогают ребенку научно и художественно отражать мир, они являются своего рода психологическим индикатором и помогают ребенку справиться с переработкой колоссальной информации ежедневно обрушивающейся на него.

Задачей взрослого по-прежнему остается заботливое и бережное развитие детской души, направление эмоционально-нравственного развития ребенка.

Взрослый должен:

• терпеливо объяснять ребенку необходимость соблюдения определенных правил;

• показывать пример выражения чувств;

• учить ребенка выражать свои эмоции разными способами в социально принятых формах;

• поддерживать и развивать гуманные, интеллектуальные особенности ребенка.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Закономерности психического развития эмоциональной сферы детей от года до семи лет»
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 14:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД