МААМ-картинки

Консультация «Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников»

Людмила Рузанова
Консультация «Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.

В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Познавательная активность имеет большое значение в жизни людей. Для детей дошкольного возраста она имеет по преимуществу развивающее значение.

Публикация «Консультация „Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. На сегодня приоритетом в образовании, в отличие от прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении нескольких десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования Д. Б. Годовиковой, Т. А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. А это значит, что возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательном развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ - технологией Г. Альтшуллера – развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. Именно поэтому эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников.

Следовательно, актуальность использования методов моделирования и ТРИЗ в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования и ТРИЗ вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста являются :

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты) и др.

Введение модели требует определё нного уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения модели и использования её в целях дальнейшего познания, требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

Идея опыта заключается в том, анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Методы моделирования и ТРИЗ эффективны потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной рече-мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживать при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками Отличительная особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности, а инструментом познания как раз может стать модель, то есть взаимосвязь данных методов наиболее эффективна в решении проблем формирования познавательных способностей. Используя в своей работе методы ТРИЗ и моделирования, я учу детей:

добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, проводить исследование;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Деятельность по работе с моделями направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребёнок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. На начальных этапах работы введения моделей или символов подкрепляла их наглядным материалом (картинками, предметами, обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Начиная со средней группы применяла модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, рассказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста (моделирование сказок). На последующих этапах работы использовались более сложные мыслительные операции – обобщение, абстракции.

Я учитывала, что развитие познавательной активности у детей осуществляется в процессе взаимодействия ребенка с родителями и педагогами, и будет эффективным лишь при условии создания специальных педагогических условий для того, чтобы это взаимодействие было направлено на творческое развитие. Для создания этих условий я использовала предметно-развивающую среду, включающую в себя компоненты развития креативности (творческие задания, логические задачи, «дорисуйки» и картотеку моделей, методы активизации творческого мышления детей (метод «мозговой атаки», метод фокальных объектов, эмпатии, «Да-нетки» игры «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Чем связаны», «Чем похожи», и др.) и организацию просвещения родителей по вопросу развития познавательной активности дошкольников.

Анализ результативности

Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ, пересказывать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе. При этом основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги. Кроме того, использование в работе методов и приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным.

Литература:

1. Арушанова А. Г Речь и речевое общение детей. — М., 2002.

2. Любина Г. Приглашаем к творчеству //Ребенок в детском саду. -2003.-№1, стр. 26.

3. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки /методика рассказа по картине/. СП. : Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

4. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.

5. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. -Ростов-на-Дону. :Феникс, 2007.

6.https://www.art-talant.org/publikacii/2515-razvitie-poznavatelynoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-sredstvami-triz-tehnologiy

Публикации по теме:

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников»
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 21:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД