ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Консультация педагога-психолога «Почему дети пишут цифры и буквы неправильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети пишут цифры и буквы неправильно
Уважаемые родители, педагоги, сегодня мы поговорим с Вами о вопросе, который часто возникает в процессе занятий. А именно, то, что дети часто пишут буквы и цифры в другую, «неправильную» сторону и выполняет задания с любого места, как захочется
Публикация «Консультация педагога-психолога „Почему дети пишут цифры и буквы неправильно“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников. И, понаблюдайте, ребенок начинает выполнять задания с любого места, как захочется, или идет с правой страницы, сверху вниз, просто игнорируя левую страницу, или начинает с правой страницы внизу и идет к левой вверх. Можно проверить и таким образом - разложите перед ним картинки в три ряда и попросите назвать все, что видит. Понаблюдайте - будет ли он называть их слева направо и сверху вниз? Или начнет с нижних карточек? Кроме того, в школе у ребенка будут трудности соединения букв, лучше сразу учить правильному написанию.
Как правило, подобные предпочтения в решении пространственных задач говорят о несформированности мозговой асимметрии, нарушена стратегия восприятия, что в пять, шесть лет вполне адекватно, т. е. мозг ребенка находится в процессе созревания, и в школу, идти пока рано. (если эти трудности сохраняются, есть вероятность развития дислексии, дисграфии, в основе которой лежит: недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т. е представлений о форме, величине предметов, и об их расположе -нии в пространстве по отношению к себе и друг к другу; недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза; недостаточная сформированность буквенного гнозиса).
Тренировать навык "слева направо, сверху вниз" начинать необходимо, если ребенок к этому готов, и только иногда путается.
Обращайте внимание на то, как пишут дети цифры и буквы, отображают ли они их правильно, нет ли зеркального написания букв и цифр. Зеркальное письмо может быть связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку. Причиной может являться не сформированная до конца способность зрительно проанализировать образ буквы и перенести его на лист. Также бывает, что ребёнок не успевает усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которые пишут правой. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. Часто ошибаются в написании букв и дети-левши.
Важно! Используйте чудо-тетрадки в клеточку(НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕТРАДИ В ЛИНЕЙКУ) для написания цифр. Ребенок должен научиться пользоваться клеточками. Требуется соблюдение орфографического режима!
Зеркальное письмо букв и цифр не является нарушением развития, если ребенку 5-6 лет. И легче всего будет решаться именно в дошкольном возрасте, потому что в этот период у ребёнка ещё не сформировались окончательно устойчивые нарушения письма, то к 7-8 годам (к началу обучения в первом классе) явление зеркального письма у ребёнка пройдёт.
Прежде чем проводить работу по различению правильного написания нужно помочь развить у ребенка ориентировку:
• на себе (Какая у тебя правая рука? А какая левая? Затем ориентироваться в собственном теле, находить правый глаз, левую ногу, правое ухо, щеку и т. д)
• в пространстве (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно, шкаф? Почему ты так считаешь). Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг другу.
• и на листе бумаги. (Графические диктанты)
Дети должны четко усвоить понятия вверх, вниз, право, лево
Для предупреждения «зеркального» письма, родители могут сами провести с ребё нком дома занятия:
• воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
• сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
• обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
• написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).
• лепка букв и цифр из пластилина
• выкладывание букв и цифр из счётных палочек
• развитие мелкой моторики рук с использованием массажа
• игры с пальчиками,
• обводки,
• штриховки,
• работы с ножницами и пластилином
• развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
• моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
• определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
• конструирование букв из элементов : овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
• копирование с образца, так как дети совершают тогда гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.
Усвоение правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.
Однако многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы : А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной.
Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.
Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.