Папки-передвижки

Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии

Мария Григорьева
Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

Публикация «Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии» размещена в разделах

Для уменьшения речевых судорог и с целью отслеживания правильности произнесения фразы, темп речи детей замедляется.

Основным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность.

Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет использование танцевальных технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений.

Особенностью танцевальной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.

В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса.

Основным средством в танцевальной терапии является танцевальная игра. Она погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования. Предлагаемые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внутренние ощущения, развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Все это способствует установлению в организме ритмического баланса и энергетической гармонии.

Недостаточная разработанность проблемы коррекции темпо-ритмических расстройств у детей 5-6 лет с заиканием средствами танцевальной терапии даёт основание считать ее исследование одним из актуальных вопросов логопедии.

Нами была определена проблема исследования: каковы педагогические условия коррекции темпо – ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: темпо – ритмическая сторона речи у старших дошкольников с заиканием.

Предмет исследования: процесс коррекции темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии.

Гипотеза исследования: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся старших дошкольников средствами танцевальной терапии будет протекать успешно, если:

-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей;

- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

- создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с использованием танцевальной терапии.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

раскрыть теоретические основы проблемы коррекции темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием посредством танцетерапии,

отразить результаты экспериментальной работы по коррекции темпо-ритмической организации речи дошкольников 5-6 лет с заиканием с применением танцевальной терапии.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, нами был проведён педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В нем принимали участие 10 дошкольников старшей группы с нарушением темпо-ритмической стороны речи судорожного характера.

Цель констатирующего эксперимента определение уровня развития темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием.

В результате проведённой работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что темпо-ритмическая сторона речи детей 5-6 лет имеет нарушения в своем развитии, поэтому мы провели формирующий эксперимент, направленный на коррекцию темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с помощью танцевальной терапии.

На этом этапе танцевальной терапии применялись танцы, основанные на естественных движениях тела, танцы-импровизации и танцы по показу взрослого.

Для того чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего исследования развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной терапии. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что проведённая коррекционная работа способствует нормализации темпо-ритмической стороны речи детей экспериментальной группы.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.

Перспективным является дальнейшее изучение коррекции темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников посредством танцевальной терапии, поскольку представляется возможным дальнейшее совершенствование работы в данном направлении.

Публикации по теме:

Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи По данным Института возрастной физиологии РАО среди дошкольников до 90 % детей имеют отклонения в физическом здоровье; 18 - 20% - пограничные.

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Развитие коммуникативных способностей детей является одной из актуальных.

Дидактические задания с использованием конструктора Lego как средство развития синтаксической стороны речи у детей 5–6 лет ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж» Исполнитель: Бекмементьева Марина Сергеевна студентка 441 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект НОД по развитию речи с использованием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Ветеринарная клиника» Конспект НОД педагога- психолога по развитию речи через использование сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Ветеринарная.

Коррекция агрессивного поведения детей средствами игровой терапии Агрессивное поведение детей в детском саду - одна из самых острых проблем, которые возникают в процессе нашей педагогической деятельности.

Коррекция поведения детей средствами игровой терапии Существует множество методов, в названии которых присутствует слово «терапия». Это арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия,.

Особенности просодической стороны речи у дошкольников с просодическими проявлениями Дизартрические проявления – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушение произносительной стороны речи у детей.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Развитие двигательной активности детей посредством танцевальной терапии с опорой на современные детские мультфильмы Костина Екатерина Андреевна МБДОУ «Детский сад № 4» г. РязаньРазвитие двигательной активности детей посредством танцевальной терапии с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 20:38
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД