Галина Мешалкина
Коррекционная НОД по обучению грамоте для детей с ОНР старшей группы «Звуки [К], [К’], Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на волшебную поляну»
Звуки [К],[К’], Буква К
Цель:
Научить дифференцировать звуки [К],[К’]
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные :
• Упражнять детей в составлении буквы К по заданным точкам.
• Упражнять детей в чтении открытых и закрытых слогов, используя артикуляцию гласных звуков.
• Учить детей составлять схему звука.
• Закреплять навык преобразования твёрдого звука [К] в мягкий звук [К’] изолированно и в слогах.
Публикация «Коррекционная НОД по обучению грамоте для детей с ОНР старшей группы „Звуки [К], [К’], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
• Упражнять детей в названии слов на заданные звуки [К],[К’].
• Упражнять детей в определении места звука в слове.
• Совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза.
• Автоматизировать поставленные звуки в стихотворной форме.
• Побуждать детей к полному ответу.
• Закреплять навыки самоконтроля за речью.
2. Коррекционно – развивающие :
• Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать зрительное внимание, речевой слух.
• Развивать выразительность речи.
3. Коррекционно – воспитательные :
• Воспитывать культуру речи детей.
• Воспитывать навыки сотрудничества.
• Формировать положительное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: письмо, стрелка, круги с цифрами от 1 до 7, 5 квадратиков на каждого ребёнка, наклеенных на полу, волшебные дощечки, схемы артикуляции гласных звуков на столах, схема характеристики звуков [К], [К’], мешочки синего и зелёного цвета, муляжи продуктов (морковь, картошка, сосиски, курица, колбаса, булочка, хлеб, салфетки, кубик с точками на гранях, картинки со звуками [К],[К’], паук, сеть паука, звуковые пеналы, квадраты красного, синего и зелёного цвета. цветы (ромашка, василек, колокольчик, незабудка, мак, одуванчик, клевер, мультимидия, сюрприз для детей (божья коровка на каждого ребёнка).
Предварительная работа: заучивание стихотворений про цветы (ромашка, василек, колокольчик, незабудка, мак, одуванчик, клевер).
Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание: расширение кругозора, художественное творчество, игровая деятельность.
Ход занятия:
Утром мне пришло письмо,
Необычное оно:
«В лесу далёком и густом
Есть поляна с волшебством.
На поляну, если встанешь,
Говорить красиво станешь.
Трудна дорога впереди,
Препятствий много на пути.
Вы по стрелочке идите
И все цифры находите.
Пройдёте по порядку их
И вы у цели в тот же миг».
В начале путешествия мы сделаем с вами разминку: «Лошадка» (с пальчиками, «Грибок», «Гармошка», «Песенка».
Стрелочка указывает нам путь за столы (цифра 1).
1. Помогут начать наше путешествие волшебные дощечки.
На карточку внимательно смотрите,
Нужные точки соедините.
Дети соединяют точки: 1 – 7, 4 – 2, 4 – 8. Получилась буква К.
Переверните карточку и проверьте, правильно ли вы выполнили задание (на обороте карточки написана буква К). Эта буква отправляется с нами в путешествие. Поставьте букву К на карточке в синий квадрат на схеме и прочитайте по артикуляции гласных звуков получившиеся слоги :
АК КА
УК КУ
ИК КИ
ОК КО
Каждый ребёнок читает слоги по схеме.
Дети совместно с логопедом составляют схему звуков [К], [К’].
[К] – твёрдый
согласный, глухой, заднеязычный
[К’] – мягкий
Я хочу поиграть с вами в игру «Наоборот».
Я называю твёрдый звук [К], а вы мягкий звук [К’].
К – КЬ
КА – КЯ АК – АКЬ
КУ – КЮ УК – УКЬ
КЫ – КИ ЫК – ЫКЬ
КО – КЁ ОК – ОКЬ
Стрелочка указывает на цифру 2.
2. Мы отправляемся в путь. Идти будем строго по точкам и на каждую точку называть слово со звуком [К].
Если слово назовёшь,
То на шаг вперёд пройдёшь.
Дети доходят до определённого места, затем разворачиваются и называют слова на звук [К], двигаясь в обратном направлении (отстающим детям помогают ребята).
Стрелочка указывает на цифру 3.
3. Впереди нелёгкий путь,
Продукты взять не забудь.
Дети подходят к столу, на котором лежат муляжи продуктов.
Те продукты, в которых есть звук [К] положите в синий мешочек, а в которых звук [К’] - в зелёный мешочек.
Дети называют место звука в слове и складывают продукты в определённый мешочек.
Стрелочка указывает на цифру 4.
4. Игра с кубиком.
Кубик смело вы кидайте,
По точкам слово называйте.
Каждый ребёнок подкидывает кубик и по количеству точек называет картинку, в названии которой столько же слогов.
5. Вы сидеть уже устали,
Но тогда в кружок все встали.
Если в слове есть звук [К],
Присядьте быстро все.
Если в слове есть звук [К’],
Покружитесь тут же все.
Если в слове нет звуков [К], [К’],
Замирайте тот час все.
Логопед называет слова, а дети выполняют нужные движения.
6. Мы подошли с вами к волшебной поляне.
Что за скучная картина
Не цветы, а паутина!
Знаю, знаю, кто тут был,
Паутину распустил.
Дети отгадывают: ПАУК.
Чтоб паутину нам убрать,
Необходимо схему слова ПАУК собрать.
• В слове ПАУК 2 слога: ПА – УК.
• Первый звук в слове ПАУК [П] – согласный, твёрдый, глухой.
• Второй звук в слове ПАУК [А] – гласный.
• Третий звук в слове ПАУК [У] – гласный.
• Четвёртый звук в слове ПАУК [К] – согласный, твёрдый, глухой.
Дети совместно с логопедом составляют звуковую схему слова, затем делают анализ этой схемы.
• Сколько звуков в слове ПАУК? (четыре звука).
• Какой первый звук в слове ПАУК? (звук [П])
• Какой последний звук в слове ПАУК? (звук [К]).
• Назовите гласные звуки в слове ПАУК? (звуки [А], [У]).
• Назовите согласные звуки в слове ПАУК? (звуки [П], [К]).
• Назовите согласные твёрдые звуки в слове ПАУК? (звуки [П], [К]).
• Назовите согласные мягкие звуки в слове ПАУК? (их нет).
• Назовите согласные звонкие звуки в слове ПАУК? (их нет).
• Назовите согласные глухие звуки в слове ПАУК? (звуки [П], [К]).
• Сколько слогов в слове ПАУК? (два слога).
• Какой первый слог в слове ПАУК? (ПА).
• Какой второй слог в слове ПАУК? (УК).
А теперь для паука сделайте такой же домик, как звуковая схема.
Дети делают домик из красных и синих квадратов. Поселяют в домик паука.
7. На поляну вставайте
И стихи про цветочки читайте.
Дети читают стихи с правильным произношением. И цветы появляются на экране.
Незабудки
У незабудок глазки голубые,
На лугу внимательно глядят:
Милые, наивные, живые –
Как у самых маленьких ребят.
Колокольчик
В модной шапке голубой
Колокольчик озорной
С кем не повстречается –
До земли склоняется.
Василёк
Выпускает василёк
Очень нежный лепесток,
Точно синий огонек,
Согревает взгляд цветок.
Ромашка
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
Клевер
У дороги клевер
Распушил свой веер.
С ветерком играет,
Песню напевает:
- Бабочки и осы,
Пчёлки и стрекозы
Вместе собирайтесь
И ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца,
Очень вкусная пыльца.
Одуванчик
У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!
Мак
Среди поля, что за флаги?
Распустились утром маки.
В каплях влаги стебельки,
Треплют флаги ветерки.
• Назовите цветы, названия которых начинаются на звук [К] (колокольчик, клевер).
• Назовите цветы, в названии которых звук [К] в середине (колокольчик, ромашка, незабудка).
• Назовите цветы, в названии которых звук [К] в конце (одуванчик, василёк, колокольчик, мак).
Цветочная поляна благодарит вас за спасение от паутины паука.
Теперь подойдите к своему цветочку и посмотрите на его стебелёк. Там сидит божья коровка, возьмите её на ладонь и закройте глазки, теперь вы можете загадать желание, которое обязательно сбудется.
Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад, а помогут в этом наши гости, которые пришли к нам на занятие.
Сейчас каждый из гостей будет называть слово на звук [К], а дети на каждое правильное слово делают шаг вперёд, если слово названо неверно, то дети делают шаг назад.