МААМ-картинки

Курсовая работа по психологии «Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников». 3 курс

Алена Даутбаева
Курсовая работа по психологии «Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников». 3 курс

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГБПОУ Сибайский педагогический колледж

ПЦК педагогики и психологии

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Даутбаева Алена Викторовна

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Курс 3

Руководитель___, преподаватель

педагогики

Дата защиты___ Оценка___

Сибай 2021

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Публикация «Курсовая работа по психологии „Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников“, 3 курс» размещена в разделах

ВВЕДЕНИЕ…. 3

§1. Сущность понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и «физическая куль-тура».…8

§2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни сред-ствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. …15

§3. Способы формирования представлений о здоровом образе жизни….20

§4. Диагностика формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста…. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 25

ВВЕДЕНИЕ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формиро-вании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психиче-ского и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей ос-нов о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуаль-ной, своевременной и достаточно сложной [1].

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятель-ность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирова-ние здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жиз-недеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познава-тельные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педаго-гов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейна, С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др.

Проблема исследования: как выявить особенности формирования стар-ших дошкольников о здоровом образе жизни средствами физической культуры?

Тема исследования: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования : особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование представлений о здоровом обра-зе жизни у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть понятия «здоровый образ жизни»

3. Изучить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраст.

4. Рассмотреть способы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

5. Провести диагностику уровня сформированности представлений о здо-ровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

Наблюдение, опрос, анализ.

Этапы выполнения работы :

I этап. Сбор информационного материала и составление плана работы;

II этап. Определение проблемы и разработка научного инструментария;

III этап. Выполнение теоретической части работы;

IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего эксперимента;

V этап. Обобщение результатов исследования и формулирования выводов;

VI этап. Письменное оформление курсовой работы и защита своей работы.

Теоретическая значимость исследования: проанализировать психоло-го-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть понятие «здоровый образ жизни», изучить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, определить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфа, выводов, приложения, списка литературы.

§1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и «физическая культура

Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье, яв-ляется состоянием полного физического, душевного и социального благополу-чия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями, физиологическими резервами жизнедеятельности, нор-мальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков [7].

Б. Я. Солопова дала следующее определение здоровья. Здоровье – «инди-видуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потреб-ности» [3].

По определению Г. М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное со-стояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окру-жающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [10].

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными воз-можностями, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков.

Выделяют три типа здоровья: 1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность); 2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»); 3) «здоровье населения» (популяционное, общественное) [5].

В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, Т. А. Репиной, М. И. Лисиной, «эмоциональное благополучие» детей дошколь-ного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных [6].

Термин «психологическое здоровье» введен И. В. Дубровиной. Он под-черкивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья состав-ляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утвер-ждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентированные на такие ценности, как добро-ту, истину, красоту [18].

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов, и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и со-циального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство вы-пускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложив-шаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей при-няла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и состав-ляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального дав-ления. Растёт число детей, с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной, нарушение осанки, сколиоз, мочеполовой, эндокринной систем. Де-ти в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических ка-честв (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной дея-тельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с само-воспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно - психические от-клонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и пер-спективы их дальнейшего их развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от усло-вий внешней среды, то есть от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и не-правильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только ме-дицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем дет-ского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохра-нение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач дет-ского сада [15].

Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно - пра-вовыми документами, как Закон РФ "Об Образовании", "О санитарно - эпиде-миологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федера-ции", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья, и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.

Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не при-знается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объек-тивных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие, клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабора-торных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено : П. А. Вино-градов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. И. Столяров, В. А. Пономарчук и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. [8]

Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, И. О. Матынюк, Р. Дитлс, М. Я. Виленский, Л. С. Кобелянская и другие, рассматривают здоровый образ жизни с точки зре-ния сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья человека [13].

Здоровый образ жизни – это «результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влия-ющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека достижения им актив-ного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Таким образом состояние здоровья детей в данный момент остаётся меж-дународной проблемой, а формирование здорового образа жизни у дошкольни-ков выступает государственной задачей, решение которой в большинстве зави-сит от организации работы по предоставленному вопросу в дошкольном учре-ждении.

§2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни средствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многочисленны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т. к. от эффективности решения этих про-блем зависит полноценное развитие ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стой-кого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; [20]

- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения по-ставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [12].

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют сле-дующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников :

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с соб-ственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и ис-пользовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоя-тельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно зна-чимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм [18].

Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольно-го возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание, а затем идет формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни [15].

Так, в программе «От рождения до школы» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется : «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т. д.

Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом об-разе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика под музыку. Ее цель – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детишек, укреплять здоровье, физическую силу, развивать сноровку. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настро-ению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение на формирование представлений старших дошкольни-ков о здоровом образе жизни оказывают и подвижные игры. Они проводятся в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в перерыве между заня-тиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятель-ности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [8].

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с воспитанием у них любви к опрятности, чистоте, порядку.

Кроме ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и повышение двигательной активно-сти. Занятия проводятся в специальном зале, под музыку. Занятия проводятся по специальным методикам.

Воспитание двигательной активности, развитие движений старших до-школьников осуществляется во время прогулок. В детских садах имеются обо-рудованные участки, где проводят время дети. Воспитатель для прогулки пла-нирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальней-шей работы с ним в группе, соревнования и т. д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях дошкольных работ-ников. Постоянно в детском саду осуществляется медицинский контроль за со-стоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления [4].

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное вни-мание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоя-тельной двигательной активности и т. д.

Например, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигие-нической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т. п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых прие-мах оказания первой помощи при получении травм. В этом возрасте дети само-стоятельно выполняют процедуры закаливания, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п.». Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при регулярном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психиче-ское развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям этого возраста. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режимные моменты способ-ствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанни-ков, помогают им быть активными, самостоятельными [23].

Положительное влияние на формирование представлений старших до-школьников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Кро-ме оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, важная для жизни привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни. И именно в семье, в до-школьном учреждении, как можно раньше должны помочь ребенку понять цен-ность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье [17].

Зачастую у дошкольников отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положи-тельных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, а дети это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека определенных волевых усилий, что очень затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу [8].

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, прежде всего воспитателям, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и со-циальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организ-ма человека, основу которого составляет биологическая программа индивиду-ального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем ор-ганизма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от усло-вий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здраво-охранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ве-дет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то дру-гие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам [14].

Б. Н. Чумаков отмечал, что, купить здоровье нельзя, его можно только за-работать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной традициями, потребностями и привычками здо-рового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура пове-дения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологиче-ского характера, заложенные в детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Здоровый образ жизни — это стиль жизни, адекватное поведение в раз-личных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни [19].

Таким образом активность, любознательность, подвижность, с одной сто-роны, а с другой - подвижность нервных процессов, склонность к инфекцион-ным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста считаются значимыми предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа по психологии «Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников». 3 курс
Опубликовано: 21 января 2024 в 13:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД