МААМ-картинки

Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков и букв «С-З»

Алла Иванина
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков и букв «С-З»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

-уточнить артикуляцию звуков «С» и «З»;

-закрепить правильное произношение этих звуков в слогах, словах

-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;

Знакомство с буквами «С» - «З»;

-развивать фонематический слух ;

-обогащать словарный запас;

-следить за правильностью грамматического строя речи;

-работать над развитием фразовой речи.

Публикация «Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Дифференциация звуков и букв „С-З“» размещена в разделах

2. Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение;

3. Воспитательные:

-воспитывать организованное поведение на занятии;

-формировать активность и самостоятельность на занятии.

-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

-воспитание любви к художественной литературе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинка-паровоза с вагонами, везущего сказочных персонажей, в именах которых есть звуки «С» и «З».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Скажи, какое сейчас время года? (Зима.)

- Какой сейчас месяц? (Декабрь.)

- Скажите, какой праздник приближается? (Новый год.)

-А что на новый год ставят и украшают? (Ёлку)

- На занятии мы будем украшать ёлку.

- Чтобы украсить её, надо отвечать правильно на все мои вопросы, за каждое правильно выполненное задание ты получишь игрушку и будешь украшать ёлку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения воздушной струи.

-«Сбей кегли» - плавно, длительно, непрерывно дуть на мяч, что бы он докатился и сбил кегли.

-«Накорми голодный фрукт? - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.

Упражнения для губ.

-«Покажи зубки». Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь.

-«Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой.

Упражнения для языка.

-«Накажем непослушный язычок». Шлепаем по язычку «пя-пя-пя».

-«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

3. Знакомство со звуками «С-З».

-Послушай загадки, угадай, кто это?

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран,

Всех крупней на суше.

(Слон.)

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

(Заяц.)

-Скажи, какой звук слышится в начале слова слон? (Звук «С».)

-А какой звук слышится в начале слова заяц? (Звук «З».)

-Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах.

-Скажи, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

-А теперь давайте дадим характеристику звуку «С». Звук «С» какой?

- Согласный. Бывает мягкий и твердый. Парный.

-Правильно. Возьми зеркало, давай рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

-При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен.

Знакомство со звуком «З».

-А теперь характеристика звука «З». Он какой?

- Тоже согласный.

-При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

-Звук «З» - согласный, парный, бывает твердый, бывает мягкий.

-Скажи чем отличаются звук «С - З»?

-Отличаются тем, то звук «С» глухой, голос при произнесения звука не дрожит, голоса нет, а при произнесении звука «З» горлышко дрожит, голос есть, звук «З» звонкий.

4. Дидактическая игра «Светофор».

- Сейчас я буду читать стихотворение, а ты когда услышишь слова со звуком «З» хлопни в ладоши.

Везде найдешь ты букву «З» :

И в золоте, и в зубе.

В золе, в заборе и в замке.

В заре, в змее, в золотой звезде.

- А теперь топни ногой когда услышишь звук «С»

С утра лила сосулька слёзы

Что так расстроили морозы?

Сосулька нам ответ дала

Я плачу только от тепла.

5.

-Прочитай слоги:

СА-СО-СУ-СЫ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

СА-ЗА СО-ЗО СЭ-ЗЭ

СУ-ЗУ СЫ-ЗЫ

- А сейчас я буду говорить начала слова, а ты конец «СА» или «ЗА»

На небе гро – ЗА

На траве ро – СА

Под окном растёт берё – ЗА

У меня длинная ко - СА

В вазе на столе мимо – ЗА

6. Игра «Ромашка». Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С - З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» - ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» - к серединке с «З».

Физминутка. «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

7. Развитие фонематического восприятия.

Сегодня к нам на занятие приехали слон и зайка на поезде. В поезде с ними поедут сказочные персонажи. Давай сказочных героев посадим в вагоны.

а) В первый вагон мы посадим героев, в именах которых есть звук «С». (Слон, Карлсон, Снегурочка, Белоснежка.)

б) Во второй вагон мы посадим героев, в именах которых слышится звук «З». (Зайка, Золушка, Незнайка, Змей Горыныч.)

8. Игра «Подскажи словечко».

- Сейчас я прочитаю строчки из стихотворения, а ты закончи последнюю строчку в этом предложении.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (Лису.)

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не (Киска.)

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий … (Пес.)

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (Зайка.)

Нам попалась на глаза очень злющая (коза)

Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю … (Зарядку.)

9. Итог занятия :

- Молодец, посмотри, какая красивая у тебя получилась ёлка.

-Что нового ты узнал сегодня на занятии?

-Какие звуки ты сегодня учился различать? (Звуки «С-З».)

-Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали.

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков и букв «С-З»
Опубликовано: 8 января 2014 в 22:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков и букв «С-З»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Иванина (УИ 47120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД