Получи документы

Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Юлия Макарова
Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Понятие «логопсиходиагностики» сложилось в связи с развитием личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся. Эта система представленна в работах ряда авторов — Л. З. Андроновой, Б. З. Драпкина, Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Краповой, Е. Ю. Рау, В. М. Школовского. Все они являются последователями школы известного харьковского психотерапевта К. М. Дубровского.

Психотерапевтическое направление, связанное с именем К. М. Дубровского, получило свое развитие в середине 60-х годов. В дальнейшем оно оформилось его учениками в особую систему логопсихотерапевтических воздействий при коррекции заикания.

Публикация «Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход» размещена в разделах

В частности, логопсихотерапевтический подход представлен в работах Ю. Б. Некрасовой, а также Л. З. Андроновой и ее последователей.

Согласно логопсихотерапевтическому подходу заикание рассматривается как нарушение коммуникации, а реабилитация заикающихся должна быть связана не только с чисто логопедической работой, но и с так называемым процессом "лечебного перевоспитания". Главная цель — гармонизация личности и нормализация ее связей с окружающим миром.

Чтобы осуществить такое «перевоспитание», используется специальная система «саногенных психических состояний».

Логопедическое, психотерапевтическое и психологическое воздействия в методиках логопсихотерапевтического подхода опосредуют друг друга, а не осуществляются параллельно. Они взаимодополняют друг друга, сочетаются в приемах и методах.

Сам процесс реабилитации заикающихся не разбивается между разными специалистами, а проводится одним специалистом — логопсихотерапевтом. Логопсихотерапевт должен обладать знаниями и логопеда, и психотерапевта.

Ведущий принцип такого подхода — это принцип логопсиходиагностики. Он совмещает в себе традиционную педагогическую диагностику, которая направлена на изучение речи пациента, и диагностику его личностно-коммуникативных особенностей, независимо от клинической группы заикания (неврозоподобного или невротического типов).

Главной задачей логопсиходиагностики является составление «внутренней картины здоровья», а не выявление картины болезни пациента (согласно рекомендациям Ю. Б. Некрасовой). Логопсихотерапевт должен не акцентироваться на проблеме заикающегося, а искать пути наиболее комфортного и благоприятного развития его личности. Важно при этом предоставлять пациенту большие возможности для самореализации и самовыражения.

Таким образом, логопсиходиагностика совмещает одновременно две функции: диагностическую и психотерапевтическую. То есть мы должны только принимать во внимание проблемы заикающегося ребенка, учитывать их в ходе реабилитационного курса. Акцентироваться необходимо на поиске и развитии адаптивных черт личности, которые составляют внутренний «портрет неповторимости» человека.

Литература:

1. Андронова Л. З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М., 1990.

2. Андронова Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993.

3. Дубровский К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. — К., 1966.

4. Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. — М., 1997.

5. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.

6. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. — 1985. — №5.

7. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. — М., 1992.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Новый подход к оформлению родительского уголкаНовый подход к оформлению родительского уголка Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию свой вариант оформления уголка для родителей. Мы с напарницей решили сделать папку с названием.

Тематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подходТематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подход В своей ежедневной работе педагоги используют праздничные и знаменательные даты (дни рождения писателей, композиторов, народного календаря.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход
Опубликовано: 18 мая 2022 в 16:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД