Получи документы

Лэпбук, как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста

Сабина Сефербекова
Лэпбук, как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста

Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста.

Понимание дошкольниками наследия своих предков, носителями которого они являются, помогает и воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую Родину, любовь к земле, на которой он живет, уважение к людям, которые его окружают. В данном аспекте воспитание будущего поколения в рамках нравственно-патриотического воспитания есть социальный запрос общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, родной природе, традициях, его лучших людях, тем большую пользу они смогут принести нашей стране.

Публикация «Лэпбук, как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Под нравственно - патриотическим воспитанием подразумевается сотрудничество взрослого и детей в совместной деятельности и общении, ориентированное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный и трудоемкий педагогический процесс, который предполагает деятельность педагога и воспитанников в процессе использования педагогом различных технологий. Сегодня хочется остановится на такой технологии как лэпбук.

«Лэпбук» (lapbook) - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Соединенных штатов Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга». Лэпбук представляет собой тематическую папку, с размещенными в ней материалами на исследуемую тему. Такая папка содержит различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями для игры. Лэпбук - это превосходный способ повторения пройденного программного и альтернативного материала для дошкольников. При создании лэпбука ребенок играя, научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач.

Это тематическое пособие имеет четкую структуру и способно разрабатываться специально под конкретного ребенка с его степенью познаний. Помимо этого, широко применяются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые педагогами. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.

Так как лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, осуществление заданий. Только после этого ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе с взрослым, и она на самом деле осуществит свою значимость, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.

2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с природным и культурным наследием малой Родины

4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.

6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса

7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.

8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.

Связывая подготовку и развитие в единый целостный образовательный процесс, лэпбук представляет вероятность построить совместную деятельность с воспитанниками по приобщению к природному и культурному наследию на базе личных, отличительных черт каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Деятельность над изготовлением тематической папки длится, как правило, на протяжении 1-2 недель, пока прорабатывается тема недели или длится проект.

Сам процесс изготовления лэпбука захватывает и состоит из нескольких этапов.

1. Определение с темы будущего лэпбука.

Тема для папки может быть «Природа родного края», «Мой город», «Моя страна», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Щёлково – мой край родной», «Музеи родного края» и так далее, в рамках которых решаются задачи по приобщению дошкольников к природному и культурному наследию Щёлковской земли.

2. Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.

Лэпбук это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, а для этого нужен план того, что планируется в этой папке рассказать. Дети старшего дошкольного возраста содержание папки могут выбирать самостоятельно.

3. Создать основу тематической папки, выбрав один из трё х вариантов: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.

4. Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.

5. Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

6. Изготовить кармашки.

7. Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.

Вот так, например, выглядит содержание лэпбука «Моя малая родина Щёлково»

Конверт с фотографиями «Мой город, мой сад, моя семья» ;

Гармошка «Стихи»;

Книжка – гармошка «Загадки»;

Конверт «В разное время»;

Конверт «Прогулки по городу»;

Кармашек с картой города Щёлкова;

Конверт «Флора и фауна»;

Конверт «Архитектура и памятники»;

Конверт «Экологические объекты»;

Конвертик с разрезными картинками «Собери и назови»;

Конвертик «Раскрась»;

Конверт «Известные жители нашего города»

Наш лэпбук «Моя малая родина Щёлково» выглядит следующим образом. На первой страничке разместили стихи и загадки, конверт «Мой город, мой сад, моя семья». Стихи представлены о Щёлкове, загадки о профессиях людей, которые работают в нашем городе, рисунки герба города и округа, флаг города.

В конверте «Мой город, мой сад, моя семья» собраны фотографии, которые дети принесли из дома, на них они изображены в определенном месте города. Здесь же располагаются рисунки с изображениями гербов семей – совместные детско – родительские работы, а также фотографии о событиях в группе, которые детям хотелось иметь в свободном доступе и рассматривать (общие фото с праздников в ДОУ). Цель размещения этого конверта – создание благоприятной комфортной атмосферы единения: детского сада, семьи и детей, приобщение к ценностям семьи и общества.

На большом развороте, вторая страница содержит конверт «В разное время» представлены фото различных объектов нашего города прошлого века и настоящего времени.

В розовом кармашке имеется карта города, она пригодится для совершения прогулок.

В конверте «Прогулки по городу» представлены изображения самых интересных с точки зрения детей мест в городе : парк культуры и отдыха, набережная Серафима Саровского, Историко – краеведческий Щёлковский музей, улица Парковая, Ледовая арена и т. д.

На следующей странице в конверте «Флора и фауна» представлены обитатели лесов Щёлковского округа и самые распространенные лиственные деревья. Здесь можно поиграть в дидактические игры на закрепление знаний о животном и растительном мире родного края.

Конверт «Архитектура и памятники содержит фотографии и краткое описание памятников культуры городского округа Щёлково, поместий и усадеб, сохранившихся до наших дней и являющихся культурным наследием нашего округа.

Конверт «Экологические объекты» представлен фотографиями с кратким описанием объектов экологического наследия – особых природоохранных территорий, которые расположены в черте городского округа Щёлково.

Следующая страница содержит конвертик «Собери и назови», где собраны комплекты разрезных картинок для лучшего запоминания герба, флага и известных архитектурных объектов города. В конвертике «Раскрась» собраны минираскраски на тему «Город».

Конверт «Известные жители города» содержит карточки с фотографиями и краткими биографиями заслуженных деятелей и почетных граждан города Щёлкова.

На последней странице представлен конверт с архивными материалами о городе Щёлкове и фотографии старого города.

Просматривая данный лэпбук, дети могут составить мини-рассказы о своей семье, своем детском саде, о городе, найти загаданное место города по описанию, окунуться в историю Щёлкова, вспомнить профессии людей, которые трудятся в нашем городе, узнать о памятниках культуры и природоохранных территориях, о животных и растениях, населяющих леса, об известных людях, когда – то живших и работавших в нашем городе.

Для ребенка лэпбук — книга, в которой собрано много интересных вещей: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии.

Для педагогов лэпбук – это тематическая папка - современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.

Наблюдение за воспитанниками показало, что в результате применения лэпбука дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своей семьи, прошлому и настоящему родного города. Предложенный материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого с детьми может использоваться педагогами дошкольных учреждений независимо от реализуемых программ и контингента воспитанников, он доступен для родителей и способен решить одну из важнейших задач дошкольного образования – приобщение дошкольников к этнокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.

Результат работы:

Пополняется развивающая среда группы;

Родители вместе с детьми получают представления об истории города Щёлкова;

С помощью лэпбука дети познакомятся с жизнью города в прошлом и настоящем, у них формируется интерес и чувство уважения к культуре родного края.

Родители с детьми активно используют лэпбуки в своей совместной познавательной и игровой деятельности, как в детском саду, так и дома.

Таким образом, подводя итог выступления, можно сделать следующий вывод: лэпбук является средством воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающим устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры родного края, и ориентированным на взаимодействие с различными носителями культурного опыта (педагогами, родителями). Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном крае и городе.

Лэпбук направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического и природного наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного города.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук, как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 07:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД