МААМ-картинки

Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Ирина Долгих
Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Основная причина этого - тотальная экологическая безответственность общества.

Экологическое воспитание в системе образования не перестаёт быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Педагоги постоянно в поиске новых форм работы с детьми в данном направлении. Одной из эффективных и интересных форм работы является оформление тематической папки - лэпбука. Именно такая форма бывает наиболее эффективной, особенно в плане экологического воспитания ребят.

Публикация «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в формировании общей культуры личности детей имеет экологическое образование. Продуманное системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

В практике дошкольного образования накоплено немало организационных форм, практических методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах.

Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлением. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук».

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарным и (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др. Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе. Таким образом, в результате усвоения биологических закономерностей, дети получают новые знания, следовательно, идет косвенное развитие познавательной деятельности.

Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, выполняет познавательную и развивающую функции для ребенка в увлекательной, ведущей для дошкольника деятельности – игре. Создание лэпбука – разновидность метода практико-ориентированных инновационных проектов и эффективное средство для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в процессе ознакомления детей с объектами и явлениями природы.

Д. А. Гатовская даёт такое определение лэпбуку : «Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребёнок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребёнка».

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из главных условий лэпбука является то, что вся информация, собранная в нем, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО предметно-развивающей среде.

В экологическом лэпбуке могут быть собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о природе. Здесь же могут находиться разрезные картинки соответствующей тематики, дидактические настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, кроссворды и ребусы. В доступной форме данное пособие знакомит детей с живой и неживой природой, природными ресурсами и их взаимосвязью с окружающим миром и непосредственно с человеком. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы.

Знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов, будут усвоены гораздо быстрее. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Помимо этого, данное пособие помогает обозначить имеющиеся экологические проблемы и способствует развитию у воспитанников грамотного и бережного отношения к окружающей среде. Лэпбук— это действенное средство интеллектуального, эстетического, нравственного и экологического воспитания с одной стороны и практическая деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром с другой.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 21:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД