МААМ-картинки

Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Анна Шаталина
Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСПЕХУ

(техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности)

А. А. Шаталина

Учитель-дефектолог

МБОУ СОШ с. Сухая Лубна имени Мозгунова А. З

Липецкого района Липецкой области

lubna48@mail.ru

2019год

Публикация «Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности» размещена в разделах

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Я убедилась, что самым главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход, учет специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Это группа обучающихся с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложнены нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи.

У детей с НОДА и умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью, слабость волевых усилий и мотивации.

Особые образовательные потребности у детей с НОДА и УО отражаются в структуре и содержании образования:

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через урочную, так и внеурочную деятельность;

-использование специальных методов, приёмов и средств обучения (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, в том числе специализированные компьютерные технологии, сочетание учебных и коррекционных занятий, обеспечивающих реализацию индивидуальных путей обучения;

-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

-коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т. д.);

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы дома.

-практическая направленность обучения, т. е. направленность на социализацию и воспитание автономности.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) организуется «Двигательная активность» и участие в мероприятиях класса и школы силами родителей и классного руководителя.

Дети (две сестры-близнецы, с которыми я работаю в настоящее время, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и легкую умственную отсталость.

Девочки, 3 года назад, на первом занятии не смогли даже отделить от целого куска пластилина маленький кусочек, настолько у них не была развита мелкая моторика. С трудом пользовались ножницами. Работая с детьми на коррекционных занятиях подбирала задания на мелкую моторику рук. Первый год «Профильного труда» давался тяжело и мы медленно шли к цели. В этом учебном году одна ученица (Н.) легко вдевает нитку в иголку отрезает ее от катушки, делает узелок. И может шить. Вторая девочка (Е.) может вдеть иголку в нитку, отрезать ее от катушки но, при завязывании узелка у нее еще есть проблема. Но у нее появилась даже мечта, «когда я научусь хорошо шить, буду вышивать крестиком».

К заданиям девочки проявляют кратковременную заинтересованность, нервничают, если не получается. Любят игру «Лабиринты», раскрашивать по заданию, а также самостоятельно.

На логопедических занятиях каждый раз в форме игры проходили комплекс артикуляционный гимнастики, и пальчиковой гимнастики, самомассажа. Разучивали чистоговорки, скороговорки, песенки, играли в игры «Доскажи словечко», «Слова на один звук», подбирали рифмы и д р.

Сейчас у них ускорилось чтение. Они быстрее находят ответы на вопросы, и загадки.

На ритмике и двигательной активности девочки могут делать упражнения только до пояса, они не передвигаются самостоятельно, только при помощи взрослого.

С учётом индивидуальных особенностей для всех занятий подбирала необходимый дидактический материал и наглядность. Приходилось работать методом «проб». Основным методом обучения использовала беседу. Беседы проводила в процессе ознакомления с предметами и явлениями, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.

На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, материал берется самый элементарный, посильный. Каждый ребенок работает в своем темпе.

Девочки, с которыми я занимаюсь, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденными, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у учениц улучшается память и пространственно-логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказать поддержку. Маленькие шаги, порой дающиеся им тяжелым и упорным трудом, приводят к победам. Ребенок, переживший незабываемый, счастливый опыт творчества и ситуацию успеха, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности при проведении внеурочной деятельности в школе-интернате В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и воспитанника. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить.

Из опыта работы «Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении» .

Приемы техники «оригами»Приемы техники «оригами» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Урень Нижегородской област МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Цели и направления деятельности Задачи Содержание.

План работы с обучающимися «Группы риска» План работы с обучающимися «Группы риска» на 2018-2019 учебный год Цель:создание правовых, социально-организованных условий для самореализации.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии В практике преподавания трудового обучения в начальных классах наибольшую потребность, в последние годы, учителя испытывают в освоении приемов.

Проекты для организации работы с глухими обучающимися на уроках математики в 4 классе Проект № 1. Представь себе, что ты взрослый – ученый. Проведи самое настоящее научное математическое исследование «Цифры-лидеры в номерах.

Программа по внеурочной деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности нетрадиционные техники Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.

Из опыта работы внеурочной деятельности по курсу «Я — исследователь» «Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность» (Из опыта работы) Садыкова Т. А. Развитие основ умения учиться (формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 19:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД