МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

Елена Борисочкина
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности» (1-й слайд)

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией;

Публикация «Мастер-класс „Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности“» размещена в разделах

2. вызвать интерес к использованию кейс-технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи 3. способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной

компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности.

(2-й слайд)

Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги, 2 подгруппы.

Дидактический материал: кейс пакеты, презентация по теме, фломастеры, папирус, метки красный, синий, зеленый – этапы деятельности. На каждого педагога бумажный градусник (для проведения обратной связи)

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, столы и стулья для педагогов.

Предварительная работа : изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования, создание кейс папок.

Докладчик: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам актуальную, на мой взгляд, тему мастер-класса под названием: «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности», цель и задачи которого вы видите на экране.

Для успешного проведения мероприятия, хочу предложить вам небольшой «Квик – настрой»: «Все в твоих руках» (это один из интерактивных методов) : «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Так и в наших руках живет возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива, через новые методы работы с детьми. Одним из таких методов и является кейс-технология, которая позволяет применяя свои умения и знания, учить детей неординарно мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.

Немного из истории: Кейс- технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России. Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору и разработке кейсов, то он находит успешное применение и в работе с дошкольниками.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. (3-й слайд) В таком случае, что же такое кейс применительно в работе с дошкольниками? Кейс- это описание реальной ситуации. Кейс – это «кусочек» реальной жизни. Кейс – это «моментальный снимок реальности». Кейс- это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс-технология в обучении дошкольников - Это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных событий, направленная на освоение знаний, новых качеств и умений. (4-й слайд)

Требования к созданию кейса:

- соответствие поставленной цели

- иметь соответствующий уровень трудности

- иллюстрировать типичные ситуации

-провоцировать дискуссию (5-й слайд)

этапы создания кейса: 1) Поиск источника кейса 2) сбор данных для кейса 3) Макетирование содержания кейса 4) применение кейса в работе с детьми 5) жизненный цикл кейса (6-й слайд)

Уникальность данной технологии состоит в том, что вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, обсуждают различные способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственность, инициативность, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы это не все, но на мой взгляд самые основные и приемлемые в нашей работе:

I. Кейсы-инциденты – это целая группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в рамках нашей темы- формирования экологической грамотности, ситуации в которых существует опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений и др. живых организмов).

-фото-кейсы и

-кейсы-иллюстрации наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Примеры картинок вы видите на экране.

-кейсы на основе сюжета из мультфильма

-кейсы на основе литературных произведений или статей в научно публицистических изданиях – когда детям предъявляется начало текста, содержащего все предпосылки для последующих событий (например, для опасности здоровью).

II. Кейсы-варианты развития событий

-кейс «ситуация и догадки» – этот тип кейса применяется для того, чтобы ребенок научился видеть начало возникающей проблемы и продумать возможные варианты её решения (например: сачок, шмель, плачущий малыш);

-кейс «предметная картинка» демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.

III. Кейс- диспут «Хорошо-плохо».

Направлен на формирование у воспитанников умения аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог;

умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

По каждому кейсу работа организовывается в 4 этапа. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.

Это позволяет детям видеть ритм кейса, предвидеть последующие этапы. (по ходу озвучивания этапов на мольберте креплю метки)

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления материала кейса. Постановка проблемы. Фиксация внимания детей на проблемной ситуации. Мотивирует к поиску решения Осознают проблему Концентрируются на поиске решений в данной ситуации.

2 этап – метка синий вопросительный знак – Деятельность взрослого- деятельность детей. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных решений. Помогает проанализировать принятое решение, объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы

3 этап – метка зелёный вопросительный знак – Организует презентацию решения кейса

-Представляют свой вариант решения проблемной ситуации

-Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с предложенными другими группами

4 этап – метка лист папируса, он же оценочно-рефлексивный этап, который – Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные навыки. Применяют знания в различных ситуациях.

Уважаемые коллеги, вам сейчас был представлен теоретический материал нашей встречи. Чтобы понять как работает метод кейсов, предлагаю его апробировать всем вместе здесь и сейчас на примерах.

1) Ситуация: педагоги слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это предлагаю подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент включения предлагаю игру «Прокурор и адвокат». Задача педагогов 1 подгруппы взять на себя роль прокурора, 2 подгруппы роль адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту или в обвинение тучки (дождя)

Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей опыт живого аргументированного спора.

-Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? (Кейс- диспут «Хорошо-плохо»)

2) Проблемная ситуация «Букетик для мамы» Весной дети гуляли на участке. Там выросло много одуванчиков. Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал: «Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу. Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли. Вопрос: Правильно ли поступили дети?

Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? Кейс-инцидент

3) Проблемная ситуация «божья коровка». Однажды летом дети играли на участке. Катя и Даша увидели божью коровку. Они взяли ее в руки, стали рассматривать ее, гладить, потом Даша сказала: «Я возьму ее домой, она такая красивая…». Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? Кейс-варианты развития событий

Кейс «Предметная картинка»

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уважаемые коллеги, спасибо за участие в практической части нашего семинара!

Итак, кейс-технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Сейчас я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу семинара. Перед вами «градусник». Отметьте на шкале ту температуру, по которой определяется значение семинара конкретно для каждого из Вас:

34-бесполезно,, безразлично.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо

38- страшно, сложно, обременительно.

Всем спасибо за внимание и участие

Используемая литература

1. 1. Алексеева, М. М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /

2. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. – 400 с.

3. 2. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе / А. М. Богуш. – К. : Рад. школа,

4. 1984. – 175 с.

5. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

8. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

9. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

Публикации по теме:

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование в работе с детьми в ЛОП объекта экологической тропы «Полянка эмоций»Использование в работе с детьми в ЛОП объекта экологической тропы «Полянка эмоций» Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка, они.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Отчет о кружковой работе по нетрадиционным техникам рисования с использование ИКТ технологии В своём изобразительном творчестве дети, начиная с самого раннего возраста, пытаются отобразить свои впечатления об окружающем мире. Помня.

Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток»Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток» Тарталетки-одноразовые бумажные формы из натурального пергамента, используемые для выпечки различных кондитерских изделий. Без них миллионы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 19:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД