Елена Кузнецова
Использование пособия «Посудная лавка. Кростики» для палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Использование пособия «Посудная лавка. Кростики» для палочек Кюизенера».
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.
Набор состоит из палочек разной дли-ны и разных цветов, имеет единый принцип конструкций:
Публикация «Использование пособия „Посудная лавка, Кростики“ для палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Темочки
• все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной, равной 1 см;
•палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов : белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые; самую маленькую палочку белого цвета дли-ной в 1 см можно назвать «кубик»;
• каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т. д.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю рассмотреть игру «Посудная лавка» Кростики, направленную на развитие интеллектуально-творческих спо-собностей у детей дошкольного и млад-шего школьного возраста. Темой этой игры послужила посуда, как одна из лексических тем, с которыми ребенок знакомится в детском саду.
Применять игровой материал можно как на индивидуальных занятиях, так и на коллективных.
Предлагаю несколько вариантов игры в Кростики «Посудная лавка». Вам потребуются палочки Кюизенера и пособие, каждый лист которого представляет собой одновременно образец и рабочий лист.
Первый этап. Конструирование предметов с использованием приема «на-ложение». В процессе моделирования ребе-нок замещает конструкцией из палочек реальный предмет с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств не-мыслима деятельность человека любой про-фессии.
Для работы нужно будет отобрать необходимые по цвету и размеру счетные палочки Кюизенера. Следуя образцу, ребёнок должен скопировать изображение, выкладывая его из палочек на столе.
Пособие развивает речь, помогает научить ребенка различать цвета и размеры, способствует умению работать по схеме и ориентироваться на плоскости, знакомит с счетом и понятием симметрии, способствует умению переносить на схему свои собственные проекты.
Второй этап. Завершить рисунок. В наборе есть листы со схемами, законченными лишь наполовину. Вторую часть ребенок должен «дорисовать» самостоятельно, симметрично первой, с помощью палочек. Таким образом, мы на практике сможем познакомить детей с понятием «симметрия».
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его само-стоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Третий этап. Выкладывание пало-чек по схеме (кростики). Другой вариант игры – «Кростики». Авторы пособия сравнивают его с разгадыванием японских кроссвордов. На рабочих листах Вы увидите предметы, которые будет необходимо выложить. Цифры по горизонтали обозначают, сколько клеток нужно отступить слева, а цифры по вертикали – количество клеток сверху. Цветной квадрат сообщает о том, какого цвета должна быть палочка. Если все выполнено правильно, можно сверить свой предмет с рисунком, изображен-ным в левом нижнем углу листа.
Давайте рассмотрим, как выполняется это задание.
Шаг 1. Выбираем картинку для рабо-ты. В нашем случае – это чайник.
Шаг 2. Выкладываем горизонтальные палочки. Ряды.
В четвертом ряду отступаем 8 клето-чек, выкладываем белую единицу.
В пятом ряду отсчитываем 7 клеточек и выкладываем горизонтально голубую палочку (тройку)
В седьмом ряду кладем белую едини-цу, отступив 2 клеточки, аналогично выкладываем палочки на 8 и 15 рядах.
Шаг 3. Выкладываем вертикальные палочки. Столбцы.
Отступаем сверху в столбце Г шесть клеток и кладем вертикально розовую двойку. В столбце Д сверху отступаем 7 клеточек и на восьмую и девятую кладем розовую двойку Работаем по схеме до столбца И. В столбце И вертикально кладем желтую пятерку на шестой клетке сверху и следом вниз – красную четверку. Работаем дальше по схеме.
Шаг 4. Самоконтроль.
Сравниваем чайник из палочек с чай-ником, который нарисован в углу. Ура! ситуация успеха!
Безусловно, выполнение этого упражнения развивает логику, память, мышление и, конечно, ребенка радует результат, когда на листе появляется предмет.
Четвёртый этап. Создание собственного альбома посуды.
Попросите ребенка выложить свой пример рассказать о выбранной вещи историю или нарисовать ее самостоятельно на листе.
Лист совершенно пустой для собственных изображений придуманных предметов.
Пособие Кростики «Посудная лавка», ориентировано на методы ТРИЗ. Эта технология направлена на формирование математического мышления и раскрытие творческих способностей. В педагогике часто используется ТРИЗ для развития дошкольников. Благодаря этой методике дети учатся быстро решать сложные задачи, легко переключаются с одного дела на другое. ТРИЗ помогает закрепить знания и навыки, необходимые для успешного обучения в школе, развивает интеллект, улучшает память и внимание.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. Надеюсь мой мастер класс оказался для вас полезными и вы захотите тоже использовать данное пособие в своей работе.
Самооценка деятельности участников мастер-класса. Предложить педагогам выбрать палочку : чем длиннее палочка, тем интерес-ней и полезней оказалась информация.