Папки-передвижки

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»

Анна Прошина
Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»

Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного возраста

Задачи:

- введение участников в тему мастер-класса

- раскрыть значимость развития мышления у детей дошкольного возраста

- познакомить педагогов с мыслительными операциями, которые необходимо развивать у детей

-активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса

Публикация «Мастер-класс „Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей“» размещена в разделах

1. Вводное слово. Введение участников в тему мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования человека и появлением ФГОС дошкольного образования, что диктует необходимость согласования системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании от дошкольного к начальному общему образованию. В том, чтобы у ребенка было как можно меньше затруднений при переходе к следующей ступени образования, заинтересованы и воспитатели, и учителя, и родители.

При этом родители выбирают из множества новаторских методик "самую-самую" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Мы, педагоги, понимаем, что механическое обучение малышей не приносит ожидаемого результата.

Мне бы хотелось задать вопрос присутствующим специалистам, что необходимо развивать у ребенка, чтобы он успешно осваивал программный материал дошкольного образования и не испытывал сложностей при обучении в начальной школе? (Ответы присутствующих).

Конечно, я с вами согласна, но это еще и развитие познавательных процессов у ребенка, т. е. восприятия, внимания, памяти, мышления и речи ребенка. А так как наивысшим познавательным процессом является мышление, а ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игровая, то и тема нашего мастер-класса сегодня звучит следующим образом…. «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей дошкольного возраста.

Слайд 1.

2. Теоретическая часть.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Слайд 2.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» Марионилла Максимовна Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе. Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребенком особых средств познания – наглядных моделей, передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Так, в сюжетно-ролевой игре дети создают модели отношений между людьми в виде отношения между ролями; в конструировании моделируются пространственные отношения между частями предметов при помощи отношений между деталями строительного материала; в рисовании моделируют пространственные отношения вещей, людей, животных и их строение. Образно-схематическое мышление – оперирование обобщенными и схематизированными образами – является высшей формой развития наглядно-образного мышления. Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, которое приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А. В. Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно тащить ребенка на ступень абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития.

К концу дошкольного возраста у ребенка развивается логическое мышление.

Логическое мышление занимает существенное место в интеллектуальном и психическом развитии ребёнка, а логика повышает культуру мышления.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных операций. От того, какими мыслительными операциями владеет ребенок, зависит, какие знания он сможет усвоить и как он их может использовать.

Слайд 3.

3. Практическая часть.

А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с занимательными играми и упражнениями, которые способствуют развитию мышления у детей посредством овладения мыслительными операциями.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, смоделировать увлекательную непосредственно образовательную деятельность.

Слайд 4. Анализ и синтез

Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Задание присутствующим:

Игра «Подбери заплатку к коврику» или карман к сарафану

Слайд 5. Игра «Подбери пару»

В старшем дошкольном возрасте детям можно предлагать задания, без опоры на наглядность.

Например, упражнение «Подбери подходящее слово» :

Морковь – огород; яблоня - (дерево, сад, яблоко).

Рассуждение: морковь растет на огороде, а яблоня – в саду, значит, подходящее слово – сад.

Птица – гнездо; медведь - (берлога, дерево, мед)

Автобус – транспорт; тюльпан -… (клумба, лейка, цветок)

Дерево – ствол; цветок – (бабочка, лето, стебель).

Слайд 6. Сравнение

Сравнение - это мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Задание:

Сравни между собой похожие рисунки. Назови отличия. (Слайд 6)

Работа с раздаточным материалом.

Найди в каждом ряду точно такой же предмет, как первый. (индивидуальная работа)

Слайд 7. Обобщение

Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.

Сейчас, я предлагаю вам отгадать следующие загадки (использование в образовательном процессе загадок также развивает мышление детей)

Я сегодня утром ловко

Шишек принесла в кладовку

Да на остреньких сучочках

Поразвесила грибочков. (Белка)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

Серый, зубастый, по угодьям рыщет,

Кого съесть ищет… (волк)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)

- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках (картинки-отгадки? (Животные)

-Какое из этих животных является «лишним» и почему?

Так мы с вами плавно перешли к следующей мыслительной операции, которая называется классификация.

Слайд 8. Классификация

Классификация - это группировка предметов по существенным признакам.

Игра «Назови лишний предмет»

Слайд 9. «Объедини предметы по группам»

Слайд 10. Сериация

Сериация – это мысленное установление связи между предметами и расположением их в определенной последовательности.

Дети 5-7 лет уже способны выстраивать сериационные ряды, самостоятельно объясняя связи между предметами.

Работа с раздаточным материалом.

Задание (в парах) : Посмотрите внимательно, в каждом ряду рисунки расположены в определенном порядке. Попробуй угадать, какой рисунок должен быть в пустой клетке.

Слайд 11. Систематизация

Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определенной системы, а также определение места предмета или явления в этой системе.

Задание: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клеточку. Объясни свой выбор.

А сейчас мне бы хотелось поднять вам настроение и от вполне серьезных игр перейти к игре, которая заставит вас улыбнуться.

Игра «Доброе животное».

Я приглашаю желающих поучаствовать в игре. Вам необходимо из частей составить изображение животного.

Как вы считаете, можно ли встретить данное животное в природе? (нет)

Значит, что можно сказать про этих животных, какие это животные? (несуществующие).

Я предлагаю вам придумать названия этим несуществующим животным.

А вот какие названия придумали дети:

Крокомышь, верблюмышь, зерножерка, мышиния, жеромышка, мышезаврушка;

Лопохрюк, топотунчик, слонохрюк, хрюнечка, доброхрюк.

Использование в образовательном процессе игр и упражнений, предложенных вашему вниманию сегодня на мастер- классе, будет способствовать развитию мышления детей, поможет сделать образовательный процесс интересным и увлекательным для детей, обеспечит успешное усвоение детьми программного материала в детском саду и начальной школе.

4. Рефлексия

- Наверное, и вы, уважаемые коллеги, используете в своей практической работе игры и упражнения, направленные на развитие мышления детей.

Но мне бы хотелось узнать, какая из представленных игр вызвала у вас наибольший интерес и желание включить ее в свою педагогическую копилку?

Я хочу поблагодарить вас за активное участие. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей Консультация для родителей. «Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей». Бумага – один из самых технологичных,.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет». В своей фундаментальной работе.

Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.

Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет» МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Куртамыш МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Индивидуальный творческий план самообразования.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Мастер-класс для родителей детей средней группы «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей» Конспект Цель: - укрепление связи семьи и детского сада; - обеспечение единства педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра - один из тех видов детской деятельности,.

План по самообразованию по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 00:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД