Получи документы

Мастер-класс для педагогов-психологов «Нейропсихологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ с детьми 5–6 лет»

Галина Зимникова
Мастер-класс для педагогов-психологов «Нейропсихологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ с детьми 5–6 лет»

Цель:

Повышение уровня знаний педагогов-психологов по использованию нейропсихологической диагностики в работе с дошкольниками, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с теоретическими основами мозговой организации и закономерностями протекания ВПФ.

Публикация «Мастер-класс для педагогов-психологов „Нейропсихологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ с детьми 5–6 лет“» размещена в разделах

2. Познакомить участников мастер-класса с приемами нейропсихологической диагностики по пособию Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова. «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста»

3. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

4. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Теоретическая часть

В настоящее время специалистами ДОУ отмечается увеличение детей, не имеющих клинических диагнозов, но при этом имеющих трудности в обучении и поведении. В связи с этим в работе педагога-психолога ДОУ встает важный вопрос своевременного выявления причин затруднений у детей и создание условий для их преодоления. В этом на помощь приходит нейропсихологический подход, позволяющий оказать наиболее экологичную и точечную поддержку ребенку в вопросах воспитания и обучения. Применяя нейропсихологическую диагностику, педагог-психолог сможет вовремя выявить конкретные трудности ребенка в осуществлении деятельности, определит на своем уровне виды помощи, которая поможет в преодолении этих трудностей, а также порекомендует родителям обратиться на консультацию к нейропсихологу.

Вопросами нейропсихологии занимались многие исследователи в области психологии, такие как: Л. С. Цветкова, А. В. 4 Семенович, Ю. В. Микадзе, Т. П. Хризман, Ж. М. Глозман, Н. Н. Полонская, А. Л. Сиротюк, П. и Г. Деннисон, К. Ханнафорд, А. Р. Лурия. Согласно теории отечественного психолога А. Р. Лурия существует три основных функциональных блока мозга, которые взаимодействуя между собой, помогают нам осуществлять психическую деятельность.

Первый блок

— Энергетический: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования - «Я хочу».

Мозговые структуры расположены вертикально и включают в себя глубинные структуры: ретикулярную формацию ствола среднего мозга, структуры промежуточного мозга, лимбической системы и медиобазальную кору лобных и височных долей. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния. Также первый блок отвечает за регуляцию процессов: активации, цикла сон-бодрствование, обеспечения потребностно-мотивационной сферы, организацию непроизвольного внимания и памяти, сознания в целом, эмоциональных состояний (страх, боль, удовольствие, гнев).

Второй блок

— Блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира - «Я могу».

Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три надстроенных друг над другом корковых зоны, каждая из которых обеспечивает прием и переработку преходящей из вне информации: затылочная — зрительной, височная — слуховой и теменная — общечувствительной. Первичные зоны принимают (*психологический эквивалент- ощущения) преходящую информацию, вторичные зоны анализируют, поступающую информацию от внешних рецепторов, а третичные зоны ее синтезируют, обеспечивая совместную работу различных анализаторов. Этот блок отвечает за переход от наглядного синтеза к абстрактно-логическому пониманию и познавательную деятельность.

Третий блок

— Блок программирования, регуляции и контроля целенаправленной психической деятельности - «Я должен».

Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Этот раздел мозга отвечает за организацию сознательной, целенаправленной психической деятельности включающую: мотив, цель, программу действий, направленную на достижение целей, отбор средств, контроль над выполнением действий, коррекцию итогового результата.

В случае недоразвития или нарушения работы в каком–либо из блоков головного мозга происходят множественные нарушения работы всей функциональной системы. В результате этого начинают страдать высшие психические функции. Высшие психические функции являются сложными системными, связанными друг с другом психическими процессами, социальными по своему происхождению (прижизненно сформированными, опосредованными по строению (прежде всего речью, произвольными по характеру регуляции. К ним относятся: произвольная память, произвольное внимание, речь, абстрактно-логическое мышление, воображение.

Согласно принципу системного строения высших психических функций, каждая ВПФ – это функциональная система, которая состоит из нескольких звеньев, каждое из которых выполняет определенную функцию и обеспечивается работой определенных мозговых структур. Функциональные системы, осуществляющие психические процессы созревают постепенно, в разное время и асинхронно. При недоразвитии одного из звеньев нарушается работа всей функциональной системы, но каждый раз по-разному в зависимости от того, какой участок мозга будет испытывать дефицит. Это можно сравнить с башней, которая каждый раз будет падать по-разному, в зависимости от того какое звено пострадало.

Следствием из данного принципа являются 3 компонента симптомокомплекса:

- Первичный дефект – нарушение функции, непосредственно связанной с пострадавшим участком мозга – это то что «сломалось первым».

- Вторичные дефекты – нарушения, обусловленные системными следствиями первичного дефекта- это то, что «упало» вторым.

- Третичные симптомы – компенсаторные перестройки. Они могут быть адаптивными и дезадаптивными.

В результате проведенной нейропсихологической диагностики педагог-психолог сможет выявить зоны сниженного развития ВПФ, определить направление коррекционно-развивающих занятий для того чтобы помочь дозреть мозгу ребенка, дать рекомендации родителям, а также, в случае необходимости, рекомендовать посетить нейропсихолога.

Не секрет, что многие дети, приходя в школу, не могут освоить чтение, счет, письмо, у них имеются проблемы с общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью, речью. Для того чтобы количество будущих школьников с перечисленными проблемами сократилось необходимо решать все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Конечно же, важно понимать, что профессионально нейропсихологической коррекцией может заниматься только квалифицированный специалист-нейропсихолог, также как и писать профессиональные заключения. Целью нейропсихологической диагностики в детском саду – является выявление детей «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.

Сегодня я хочу познакомить вас с одной из множества существующих методик нейропсихологического обследования. Все методики построены на принципах системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия. Сегодня я расскажу о методике «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» Глозман Ж. М., СоболевойА. Е., Титовой Ю. О. В ней подробно прописаны все условия, которые необходимо соблюдать, диагностируя дошкольников. Сильной стороной данной методики является то, что задания подобраны для конкретного возраста, четко прописаны критерии оценивания и параметры наблюдения за ребенком в ходе выполнения заданий. Это дает возможность внести дополнительные корректировки в индивидуальный образовательный маршрут или программу коррекции.

Число заданий по каждой сфере разное, адекватность сравнительного анализа обеспечивается тем, что суммарный балл по каждой психической сфере делится на число проведенных проб. А общий суммарный балл является суммой баллов по каждой из четырех сфер. Все критерии балловых оценок прописаны очень четко. Сами балловые оценки организованы как система штрафов, т. е. балл тем выше, чем хуже выполняется проба.

Показатели суммарного балла психического функционирования:

0-2,9 нормативное развитие

3-4,9- легкая степень задержки

5-6,9- средняя степень задержки

7 и более баллов-грубая степень задержки психического развития.

Нейропсихологическое обследование позволяет провести диагностику по четырем сферам:

• уровень социального развития ребенка;

• уровень нейродинамического и регуляторного развития;

• уровень когнитивного развития;

• уровень двигательного развития- с постепенным расширением числа оцениваемых показателей и тестов для каждой возрастной группы в каждой сфере.

К методике прилагается:

- диагностический альбом с яркими иллюстрациями и образцами игровых стимульных средств, используемых в диагностике детей разного возраста.

- формы протоколов для нейропсихологического обследования дошкольников для каждого возраста, начиная с 3-х лет и опросники для их родителей.

Проводя обследование важно учитывать, что ребенку 5-6 лет через каждые 15-20 минут следует давать паузы для отдыха - подвижные игры минут на 10, после чего снова можно продолжить обследование. Задания должны чередоваться, предъявляемый материал должен быть красочным.

Само обследование включает в себя 3 части:

1. Установление контакта с ребенком.

2. Этап обследования за столом с предъявлением заданий.

3. Пауза для отдыха.

Все данные заносятся в протокол.

Начиная с 5 лет можно проводить полное нейропсихологическое обследование, в которое входят:

1. Беседа с ответами на вопросы: Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут родителей? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сейчас время года? В какую группу детского сада ты ходишь?

2. Определение латерализации психических функций;

3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба — лист 58 Альбома).

4. Тест на реципрокную координацию рук.

5. Тест на динамический праксис (2 серии по 3 движения и графическая проба).

6. Тест на праксис позы пальцев.

7. Пробы на оральный праксис.

8. Копирование четырех простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник в 5 лет и трех фигур из теста Денмана в 6 лет (лист 57 Альбома).

9. Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений (лист 16 Альбома).

10. Узнавание (соединение линиями) пространственно-ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона) (лист 17 Альбома).

11. Оценка и воспроизведение по образцу и инструкции простых ритмических структур.

12. Тест на тактильный гнозис и стереогноз.

13. Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией) (лист 18 Альбома).

14. Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до десяти) в прямом и в обратном порядке.

15. Называние реальных изображений, в том числе низкочастотных слов (листы 19-20 Альбома).

16. Показ пар реальных изображений по слову-наименованию (листы 19-20 Альбома).

17. Дифференциация слов с оппозиционными согласными (проба на фонематический слух) с 6 лет (лис 21 Альбома)

18. Понимание логико-грамматических конструкций (листы 22-24 Альбома).

19. Запоминание 2 серий из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов схожих с припоминанием первой серии после воспроизведения второй (листы 26-28 Альбома).

20. Тест на двигательную память.

21. Запоминание к третьему предъявлению пяти слов в 5 лет и шести слов в 6 лет из предъявленной серии из семи слов.

22. Составление рассказа по отдельной картинке и серии сюжетных картинок и правильное формулирование смысла, изображенного (листы 31–35 Альбома).

23. Пересказ и понимание смысла текста с опорой на вопросы (лист 36 Альбома).

24. Тест на исключение понятий («четвертый лишний») (листы 37-45 Альбома).

25. Тест на понимание аналогий (листы 46-47 Альбома).

Конечно же, перед педагогом-психологом ДОУ не стоит цель написать полное заключение после проведенного обследования. Применив нейропсихологическую диагностику, педагог-психолог может увидеть и понять причины нарушений у ребенка и внести дополнения к основной коррекционной программе, что будет способствовать наибольшей эффективности в коррекционной работе.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю перейти к практической части. Я попрошу выйти 2 добровольцев. Один будет обследователь, а другой обследуемый, которому 5 лет. И мы с вами посмотрим как проводится нейропсихологическая диагностика детей 5-6 лет.

(Проводится показ)

[/h3]

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов-психологов «Нейропсихологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ с детьми 5–6 лет»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 12:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД