МААМ-картинки

Конспект мастер-класса «Технология развития связной речи дошкольников»

Виктория Евгеньевна Александрова
Конспект мастер-класса «Технология развития связной речи дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в части развития связной речи дошкольников через составление загадок, рифмованных текстов, метафор, сказок. Задачи: - расширить и обобщить теоретические знания педагогов технологии развития связной речи Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко; - предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию связной речи дошкольников. Оборудование: проектор, мультимедийная доска, столы для работы в малых группах, листы бумаги, ручки.

Публикация «Конспект мастер-класса „Технология развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Ход мероприятия: Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!» Педагогов приглашают встать в круг и поприветствовать друг друга, поздоровавшись разными способами:

- под звуки музыки педагоги здороваются за руку с каждым из присутствующих;

- если музыка замолкает – педагоги здороваются локтями с каждым присутствующим;

- если ведущий хлопает в ладоши – педагоги гладят по спине рядом стоящего.

I часть – теоретическая.

Актуальность программы

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя следующие разделы: • Раздел 1 «Обучение детей созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.

• Раздел 2 «Составление дошкольниками рифмованных текстов». Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов.

• Раздел 3 «Обучение детей составлению творческих рассказов (описаний) по картине» представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине.

• Раздел 4 «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания» содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

II часть – практическая

Участники мастер-класса делятся на две команды.

Задание 1 по разделу первому Технология развития связной речи дошкольников (Т. А. Сидорчук, Н. И. Хоменко) «Обучение детей созданию образных характеристик объектов», составление загадок.

Пример: Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее участниками даются образные характеристики по заданным ведущим признакам.

–Какой самовар по цвету? (блестящий) Ведущий записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строка левой части таблицы)

- Какой он по форме? Круглый (заполняется третья строка таблицы)

Ведущий просит участников, дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

-Что бывает блестящим? (Монета)

- Что бывает шипящим? (Вулкан)

- Что бывает круглым? (Арбуз)

Какой? Что бывает таким же?

блестящий монета

шипящий вулкан

круглый арбуз

После заполнения таблицы, ведущий предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Задание: составить загадку по данному примеру. Команда №1 составляет загадку о зиме, команда № 2 составляет загадку о сосульке.

После выполнения задания, каждая команда прочитывает свою загадку соперникам.

Задание №2 по разделу второму Технология развития связной речи у дошкольников «Составление дошкольниками рифмованных текстов», лимерик.

Пример:

Лимерик – это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первая и вторая строчка рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

Пятая строчка не рифмуется.

1 строчка Жил-был (объект)

2 строчка Сравнение или указание на свойства объекта

3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Жил-был старичок меж ульями,

От пчёл отбивался он стульями.

Но не учёл

Числа этих пчёл,

И пал смертью храбрых меж ульями.

***

Жил да был медведь болотный.

Был он добрый, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Задание: составить лимерик каждой команде.

Задание 3 по третьему разделу Технология развития связной речи у дошкольников «Обучение детей составлению творческих рассказов (описаний) по картине».

Описать объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Участник описывает объект, следуя от общего к частному.

Задание 4 по четвертому разделу «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания».

Пример:

- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

- «Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных сказок"

- «Знакомые герои в новых обстоятельствах» этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

- «Спасательные ситуации в сказках». Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, находить выход, порой из трудных обстоятельств.

Задание: каждая команда составляет сказку из предложенных вариантов.

Заключение: предлагаю подвести итоги мастер-класса.

Понравился мастер-класс, буду применять методы и приемы ТРИЗ в своей работе - пусть прилетят снегири красного цвета.

Неплохо было. Но о том, буду ли применять методы и приемы ТРИЗ, не знаю – пусть прилетят голуби белого цвета.

Ничего не поняла по теме, было скучно – пусть прилетят синички желтого цвета.

Список литературы:

- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

- Вдовина С. В. Анализ-сообщения «Технологии развития связной речи современных дошкольников» https://www.maam.ru/detskijsad/analiz-sobschenija-tehnologi-razvitija-svjaznoi-rechi-sovremenyh-doshkolnikov-uchitel-logoped-s-v-vdovina.html

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Технология развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 5 августа 2020 в 10:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД