МААМ-картинки

Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста

Светлана Аммосова
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста

Методическая разработка по инновационной технологии «Ситуация»

для формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста.

«Играем, учимся, развиваемся!»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Дети играя, познают целостную картину мира. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

Публикация «Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В пособии разработаны игры, в ходе которых осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общения в парах, группах, а так же с окружающим миром, живой и неживой природой. При этом дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками и т. д. Вся система организаций занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия— “Учимся, играем, развиваемся!»

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображение и творческих способностей детей. При этом уровень трудности заданий постепенно возрастает. Дети не просто исследуют различные объекты окружающего мира, но и решают различные варианты задач, которые требуют от них догадки, смекалки и наблюдательности.

Успешное самостоятельное преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности.

Автор Аммосова С. Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с. Танда» Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) РФ

Игры с детьми по формированию целостной картины мира и расширению кругозора

«Мамины помощники»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Тренировать мыслительную операцию, развивать воображение, речь.

2. Обогащать словарный запас.

3. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

Ситуация: Ты нечаянно разбил (а) мамину любимую чашку. Твои действия?

Ход игры:

-Мы все помощники мамы. Давайте все дружно мыть посуду. Что вам нужно для этого? (рассказ детей : мы используем тряпку, вода должна быть теплая, мыло для посуды, сушилка и т. д.)

Воспитатель незаметно кладет на стол пазл (разбитая чашка).

-Ой-ой-ой! Мы нечаянно разбили мамину любимую чашку. Что делать? (детям дано задание собрать пазл «Чашка»)

-Как нам искупить свою вину? Какие действия нужно делать, чтобы не огорчать маму? (ответ детей; ласковые слова, просить прощение, поцеловать маму и т. д.)

«Новогодние подарки»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Учить делить предметы по их свойствам

2. Тренировать мыслительную операцию

Ход игры:

-Как вы думаете какой праздник самый лучший? (воспитатель на руке держит елочную игрушку). Что у деда Мороза в мешке? (подарки)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть коробку с конфетами от деда Мороза.

-Поможем деду Морозу упаковать подарки.

-Эти конфеты для Ани и Саши. Но как бы нам сделать, что бы Ане и Саше достались похожие конфеты (изображение две равных мешочка, конфеты с однотонными цветами; 2 красных, 2 желтых, 2 синих, 3 зеленых).

После того как дети разложили конфеты по мешочкам на столе осталась одна конфета.

-Кому дать эту конфету? Если положу в мешочек Саши? (нельзя) Почему?

-А в мешочках должны быть равные по количеству конфеты.

(дети должны поделить пополам 9 штук конфет).

Чтобы сравнить равность конфет в мешочках выложим конфеты в параллельную полоску. Задачу с девятой конфетой решают дети сами

“В гостях у Федоры»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Познакомить детей с берестяными и деревянными посудами.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей

3. Развивать мыслительную операцию

Подготовительная работа:

Дети посетили историко-краеведческий музей им. И. П. Готовцева, там они ознакомились со старинными посудами. Особо отмечали красоту необычных узоров старинной якутской деревянной посуды «кытыйа».

Ход игры:

-Мы в гостях у бабушки Федоры. Она для нас приготовила вкусные оладьи с вареньем. Приятного аппетита!

-Вот мы покушали. Что мы забыли сказать бабушке Федоре? (хотели поблагодарить бабушке, но она пошла в поле пасти коров)

-Как нам отблагодарить? Можно ли отблагодарить хорошим делом? Как? (дети решили убрать посуду со стола и все положить в сундучок как велела бабушка Федора)

-Кытыйа оказалось три штуки, а сундучок только один. Как переместить в один сундучок все три кытыйа? (детям самостоятельно предстоит собрать все три кытыйа в один сундучок)

«Моя деревня»

(для детей 4-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Продолжение знакомить детей с достопримечательностями родной деревни

2. Развивать пространственное мышление

Материал: настольная игра «Прогулка по Танде», предметы означающие социумы (учреждения, кубик с цифрами 1, 2, 3, цветные фишки

Ход игры:

Педагог привлекает детей новой настольной игре «Прогулка по Танде». По карте своей деревни Танда дети делают ход с помощью кубика и фишек разного цвета. По дороге останавливаются у здания, и определяют, по месту нахождения учреждение, где остановились. Если это школа, дети находят среди картин принадлежности для школы. Если около больницы, приложат медицинские инструменты и т. д.

Для закрепления играем игру «Куда попали мы?». Воспитатель показывает предметы, дети называют учреждения: шприц-больница, глобус-школа и т. д.

«Дружба крепкая»

(для детей 5-7 лет)

Дидактические задачи:

1. Расширить знания детей о животных жарких стран.

2. Обогащать словарный запас.

3. Воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Предварительная работа: просмотр фильмов, картин о джунгли. Знакомство о летающих аппаратах (воздушный шар).

Ход игры:

На большом экране пейзаж джунгли, звуки тропического леса.

-Мы на воздушном шаре прилетели в джунгли. Высокие пальмы с бананами, мартышки веселые, пестрый попугай…

Далее игра «Угости обезьяну бананами»; дети по веревке с помощью палки продвигают бананы в сторону обезьянки.

Внимание! (на экран)

-Перед старшей мартышкой лежат много банана, он очень весело улыбается, остальные обезьянки погрустили. Почему? (им не досталось банана) Что сделать, чтобы всем мартышкам было весело? ( решение ситуации: вежливо попросить, чтобы старшая мартышка поделилась бананами.). Делаем итог.

-За хороший поступок старшая мартышка хочет угостить Ваню (Аню) конфетами (Ване достается вся упаковка конфет. Далее действие детей.). Итог

«Букашкина страна»

(для детей 5-7 лет)

Дидактические задачи:

1. Формирование знаний детей о насекомых

2. Развивать умение сравнивать свойственные признаки

3. Воспитание доброго отношения к живой природе.

Материалы: вырезанные из картона силуэты красного и зеленого жука, табло с изображением листочков красного и зеленого цвета, игрушка волчок со стрелкой, круглое табло с картинками насекомых, аудиозапись «голоса птиц», медиа-слайд «Две букашки»

Ход игры:

Давайте поиграем! Игра «Назови меня». Дети разрешите мне крутить барабан. (дети говорят название насекомых)

На лесной поляне встретились два жука. Посмотрели друг на друга и удивились:

-Ты почему весь такой зеленый?

-Что бы птицы не клевали.

-Птицы все равно нас съедят.

Воспитатель:

-Бедные букашки, как бы им помочь? (версии детей : спрятать надо)

-Где? Как? (табло с красными и зелеными листьями) Куда их спрятать?

-Под листик не спрятаться, листья нарисованные. ( дети сами должны найти ответ: красный на красный, зеленый на зеленый)

Пролетает птица и не замечает букашек. Дети рады, что помогли букашкам.

-Почему птица не увидела букашек? (закрепление)

«Садовники»

(для детей 5-7

Дидактические задачи:

1. Учить ребенка ориентироваться в пространстве, запоминать название цветов

2. Обогащать знание о свойствах предмета.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи

Материал: макет сада, лопаточка.

Ход игры:

-Ребята, мой друг Садовник потерял лопаточку и просит помочь найти ее. Поможем?

Садовник: Я помню с лопатой работал возле сирени

Затем остановился около роз

Разрыхлил почву ромашек

Выровнял грунт подсолнухам

-Значит нам надо составить план, где искать. План—это материал который поможет нам найти лопатку. (Дети сами составляют план, вспомогательным материалов послужит слова Садовника)

-Цветов и кустарников много в саду, но Садовник работал лопатой только к конкретных местах…

По составленному плану дети начинают искать лопату; сирень—роза—ромашка—подсолнухи.

УРА! (дети находят лопаточку под грунтом подсолнухов)

Для закрепления играем с детьми игру «Букет цветов». У детей на руках по одному цветку из разных видов. Воспитатель зовет детей по имени цветка. Ребенок прибегает и садится в воображаемую вазу с водой.

Методические рекомендации:

-Игры можно проводить как и на занятиях, так и в режимных моментах, например, во время ежедневных прогулках с детьми;

-Материалы можно заменить игрушками заместителями;

-Провести подготовительную работу (беседы, просмотр картинок, фильмов и т. д.);

-Для развития воображения ребенка следует использовать ТСО, сюрпризные моменты для эффективного включения ребенка в игровую ситуацию;

-Следует обратить внимание на связность изучаемого материала с жизненным опытом ребенка, его возрастными особенностями и уже имеющими у него знаниями;

-Во время игр учитывается осуществление детьми выбора вариантов, например, игрушек, партнера и т. д. ;

-Эксперименты можно повторить в других условиях, с другими материалами, оборудованиями, партнерами;

-Не в коем случае не стоит торопить или остановить малыша—каждый ребенок должен работать в своем темпе;

-Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания за один раз. Но уже начатое надо довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом;

-Дать детям возможность самостоятельно управлять деятельностями, взять на себя ответственность, руководить, действовать;

-Задание следует усложнять в соответствии возрасту ребенка;

Удачи!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Рассматривание картины «Кошка с котятами» (вторая младшая группа) Конспект НОД, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами». 1. Кто изображен на картинке?.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Муравьи» Цель: формирование целостной картины мира. Задачи: - воспитывать чувство коллективизма, желание помочь другу в трудной ситуации; - развивать.

Конспект НОД детей в младшей группе по формированию целостной картины мира «Домашние животные» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра». Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «В мире цветов» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В мире цветов» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная, коммуникативная,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Кроватка для кукол» в группе среднего дошкольного возраста. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф. К. САЛМАНОВА КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе. Проект на тему: «Азбука дорожной безопасности» Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 30» Жукова Ольга Юрьевна Проблема: Для чего необходимо.

Конспект занятия в средней группе формирование целостной картины мира расширение кругозора «Волшебная вода» в средней группе Тема: «Волшебная вода» (занятие в средней группе) Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: • Уточнить знания детей.

«Весна. Весенние признаки». НОД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная, оздоровительная, трудовая. Интеграция познавательных областей: «Познание»,.

ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы Задачи: Формировать умение ориентироваться в растительном.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей 4–5 лет «Перелетные и зимующие птицы» Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара» Цели занятия: • углубить и расширить знания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 10:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД