Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» в старшей группе

Трайденкова Ольга
Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» в старшей группе

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе, тема :Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Методическая разработка по речевому развитию. Трайденкова Ольга Александровна.

Цель: формирование умения детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята»;

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“ в старшей группе» размещена в разделах

В области «Речевое развитие» :

закреплять умение последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники;

формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);

упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

развивать умение пользоваться восклицательной интонацией.

В области «Социально-коммуникативное развитие» :

формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия,

отвечать, слушать ответы других, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

В области «Познавательное развитие» : развивать диалектическое мышление, умение видеть противоречия, анализировать и решать их.

В области «Физическое развитие» : сохранять правильную осанку, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.

Форма организации: фронтально

Категория возраста: дети 5-6 лет.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:

Книга Е. Чарушина рассказ «Лисята», портрет автора, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу.

Ход занятия

I. Организационный момент. (4 мин.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад, вы, наверное, рады видеть друг друга. Давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте подарим свою улыбку нашим гостям.

Нам сегодня с вами предстоит много говорить. Чтобы говорить правильно, понятно, четко и красиво, мы сделаем артикуляционную гимнастику. Давайте повторим упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Лопата», «Вкусное варенье».

Прежде, чем мы начнем, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

II. Основная часть (15 мин.)

Воспитатель: Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку)

-Смотрите - какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)

Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробке. Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга).

Воспитатель: Молодцы, это книга.

После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки книгу.

Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них (Дети садятся на стулья полукругом). Рассказ называется «Лисята»(чтение).

Воспитатель: Про кого говорится в эотм рассказе?

О каких диких животных идёт речь в рассказе? лисятах).

- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)

- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)

- Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)

- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)

Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

— Как охотник обнаружил лисят?

- Почему охотник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)

- Чем заканчивается рассказ? (лисята отыскались)

Теперь немного отвлечемся и поиграем в игру «Назови ласково». Воспитатель называет слово, а ребенок называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка.

Молодцы, ребята. Я прочитаю вам рассказ еще раз, но перед этим немного разомнемся.

Физминутка (дети в кругу)

Дикие животные

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

Жарким днем лесной тропой

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Дети садятся на стульчики.

Повторное чтение.

Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.

Варианты пересказа :

1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.

Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа.

-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Придумывание загадок.

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

- Правильно, лиса.

Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек) .

Речевые упражнения : «Один – много», «Какой - какая»

Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу :

шустрый…озорные…шаловливые…пушистый…весёлые…смешные

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.

Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания).

"Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.

Игра «У кого кто?»

У лисы – лисята, у волка- волчата, у зайца- зайчата и т. д., медведь, лось,мышь, кошка, собака.

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Хвост лисы. Чей хвост? Лисий.

Уши зайца. Чьи уши?

Зубы волка. Чьи зубы?

Шкура медведя. Чья шкура?

Иголки ежа. Чьи иголки?

Зубы бобра. Чьи зубы?

Следы зайца. Чьи следы?

Запасы белки. Чьи запасы?

Шуба лисы. Чья шуба?

Когти медведя. Чьи когти?

Нос волка. Чей нос?

Нора барсука. Чья нора?

Дупло белки. Чьё дупло?

Хвост белки. Чей хвост?

III. Подведение итогов (6 мин.)

1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии? (Лисята)

2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)

3. Кто главные герои этого рассказа?

4. Что нового мы узнали о лисятах?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)

Рефлексия. Что понравилось? Почему?

Почему не понравилось, что было трудно?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Подготовила: воспитатель Фильчакова Л. И. Цель: обучать.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка». Задачи: 1. Познакомить детей с новым рассказом Е. И. Чарушина «Курочка». 2. Учить слушать.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы Цель Научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием элементов ТРИЗ. Задачи Образовательная Формировать навык.

Конспект ОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Пересказ рассказа «Четыре желания»Конспект ОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Пересказ рассказа «Четыре желания» Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка» Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Никанорова С. Н. Тема: Пересказ текста Е. Чарушин.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»Цель: развитие монологической речи.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.

Конспект занятия развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» (средняя группа) Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» средняя группа. Воспитатель Лысенкова Е. В. Задачи: Связная речь:.

Конспект занятия в технологии «ситуация» в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»Конспект занятия в технологии «ситуация» в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия в технологии ситуация в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята" Образовательные задачи: Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» в старшей группе
Опубликовано: 16 октября 2019 в 19:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД