МААМ-картинки

Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр на занятиях по развитию речи

Ильмира Ханбекова
Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ»

«Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Публикация «Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что находясь в условиях депривации у детей наблюдается низкий уровень развития речи. Специалисты признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать воспитателей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Цель проекта: способствовать развитию речи детей посредством пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

1. научить создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в любой обстановке;

2. показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

3. познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

4. развивать речь детей

5. расширять словарный запас.

Задачи для детей:

1. развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

2. активизировать и расширить словарный запас слов ребенка

Участники проекта:

1. Воспитатель: Ханбекова Ильмира Хасановна

2. Дети;

3. Воспитатели группы № 6, логопед, музыкальный работник, массажист.

Средства достижения поставленных задач:

1. применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

2. использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

3. индивидуальные рекомендации для каждого ребенка

4. разучивание стихов, потешек;

5. использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Тип проекта обучающий

Условия:

Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры, согласно возрасту детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

1. Пальчиковые игры

2. Игра на развитие мелкой моторики

3. Пальчиковый театр «Колобок»

4 Пальчиковый театр «Репка»

5. Пальчиковый театр «Теремок»

Использовать методическую литературу по данной теме.

1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.

2. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

4. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

6. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

7. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007

Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2014. по май 2015г.) долгосрочный

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

-отзывы педагогов;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память,

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

1 .Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем специалистов.

4. провести систематизацию и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме

5. выявить возрастные и характерологические особенности детей раннего возраста

6. изучить специфику проведения пальчиковых игр с детьми второго года жизни

II. Основной этап реализации проекта:

1. Создать программно-методические и материально технические условия для организации пальчиковых игр

2. Разработать план проекта развития пальчиковых игр на занятиях по развитию речи для детей второго года жизни

План выполнения проекта

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Изучение методической литературы : Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007,Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Использование дидактической литературы

3. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультации для воспитателей на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Мастер-класс для воспитателей: «Волшебные пальчики». Показ открытого занятия.

7. Семинар-практикум для педагогов на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать воспитателей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания.

9. Выставка пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание специалистов на значимость их помощи. Отметить успехи детей

10. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги».. Совместно с другими специалистамивыявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

3. Нарабатывать приемы и методы в работе с детьми

4. Составить перспективный план на год проведения пальчиковых игр с ребенком;

Перспективный план на год

Тема Цель

Сентябрь Пальчиковая игра «Лапки-царапки» Развивать мелкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные действия

Октябрь Пальчиковая игра «Ёжик» Развивать движения кистей рук, учить подражать взрослым

Ноябрь Пальчиковая игра «Птичка» Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослых, развивать умение понимать речь

Декабрь Пальчиковая игра «Спрячь в ладошке» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук, подражать действиям взрослых

Январь Пальчиковая игра «Пальчиковый театр» Развивать тонкую моторику пальцев рук

Февраль Пальчиковая игра «Моя семья» Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослых

Март Пальчиковая игра «Замок" Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослых

Апрель Пальчиковая игра «Рисуем бабочку» Учить подражать взрослым, стимулировать активную речь

Май Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Учить подражать взрослым, стимулировать активную речь

Июнь Пальчиковая игра «Пальчики в лесу» Учить подражать взрослым, стимулировать активную речь

Июль Пальчиковая игра «Веселый шнурок» Развивать движения кистей рук и пальцев

Август Пальчиковая игра «Пальчиковый театр» (домашние животные) Стимулировать активную речь

5. Разработка рекомендаций к проведению пальчиковой гимнастики;

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создать необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняют в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками.

4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключениями с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойно, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов при необходимости ребенку оказывать помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми наиболее понравившемся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно ликвидируйте их или поменяйте игру.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну Здоровья». ООД по развитию речи с использованием словесных игр УМК по татарскому языку Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Здоровья» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием пальчиковых игр в первой младшей группе «В гости к мишке» Цель: Продолжать знакомить детей с приметами зимы, с дикими животными. Программные задачи : 1. Развивать внимание, умение слышать, видеть.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Цель: познакомить.

Методические разработки по влиянию дидактических игр на финансовое развитие детей дошкольного возраста Методические разработки по влиянию дидактических игр на финансовое развитие детей дошкольного возраста Савченко Людмила Вячеславовна воспитатель.

НОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ-ртв с детьми старшей группы. Тема: «Зимушка-зима» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. Развивать навык к нахождению аналогов. Обучать детей.

ОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ-ртв с детьми старшей группы «Зимушка-зима» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Систематизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. 2. Развивать навык к нахождению аналогов. 3.

Конспект занятия в старшей и подготовительной группе «Организационно-методические требования к занятиям по лыжной подготовке» Занятие физической культуры в старшей и подготовительной группе на улице. В период с декабря 2016 г по март 2017 года. Детский сад №144.

Презентация «Методические разработки по литературному творчеству и литературному краеведению » Моё начало здесь «Методические разработки по литературному творчеству и литературному краеведению «Моё начало здесь…» (видео-урок по литературному творчеству.

Рецензии на методические разработки для аттестации старшего воспитателя РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку для педагогов. Педагогический совет «К вопросу о социально-коммуникативном развитии дошкольников» старший.

У Нас Родина одна — Мы страна Методические разработки по духовно–нравственному воспитанию “РУССКАЯ БЕРЕЗКА” Сценарий литературно-музыкальной композиции Выходит ведущий: (Слайд 1) Есть много праздников в календаре, их называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 21 августа 2017 в 14:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр на занятиях по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Ильмира Ханбекова (УИ 1240976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД