Получи документы

Методика использования произведений устного народного творчества в режимных моментах.

Анастасия Краснова
Методика использования произведений устного народного творчества в режимных моментах.

Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни.

Публикация «Методика использования произведений устного народного творчества в режимных моментах,» размещена в разделах

Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что он именно живет с детьми, и устное народное творчество может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простенькие игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка. Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

Подбирая материал к режимным моментам, обращается внимание на следующее:

1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.

2. Подбор материала, в соответствии с возрастом детей.

3. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).

4. Воспроизведение малых форм устного народного творчества во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.

5. Создание игровых ситуаций для использования устного народного творчества.

6. Поощрение самостоятельного использования фольклора в игровых действиях.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, поговорок, пестушек, попевок, прибауток, колыбельных. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому желательно выбирать такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

***

Наша Машенька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

***

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

***

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

***

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Наша Настя маленька,

Чуть побольше валенка,

В лапоток обуется,

Пузырьком надуется.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, иногда ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях ласковая потешка успокоит тех, кто плачет или шумит:

***

Ай, не плач, не плач,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать-

Куплю худой лапоть!

***

Не плачь детка,

Прискачет белка,

Принесет орешки –

Тебе для потешки!

***

Чок, Чок,

Зубы на крючок,

А язычок на полочку,

Молчок!

Попадая в новые для себя условия детского сада, ребенок испытывает стресс и часто в первые недели адаптации отказывается от еды. Использование потешек поможет и накормить:

***

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

***

Ой ты, заюшка – пострел,

К нам за стол незванный сел.

Сел, головкой повертел,

Ам! – и все до крошки съел.

***

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

***

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушке

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

Причесывая, девочек воспитатель приговаривает:

***

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

***

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти коса,

всему городу краса!

Умывая, малышей воспитатель приговаривает:

***

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

***

Зайка серый умывается,

Видно в гости он собирается.

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вытер сухо.

***

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

При организации физкультурных занятий, физминуток широко используются содержание знакомых детям потешек, песенок. Такие сюжетные занятия очень интересны детям, двигательная активность детей увеличивается. Малыши очень любят пальчиковые, подвижные народные игры под песенное сопровождение. Их проводят во время прогулок, занятий в вечернее и утреннее время. Дети не только двигаются, но и стараются проговаривать знакомые слова, которыми сопровождаются игры (приложение).

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, воспитатель приговаривает потешку:

***

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем калошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

***

Наденем на ножки,

Новые сапожки

Пустим Катю по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

***

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем!

***

Как у Маши маленькой

Чесаны валенки,

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

***

Сова, совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпочки,

В теплые рукавички.

На прогулке, замечая, то или другое природное явление воспитатель приговаривает потешки и заклички:

***

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти –

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица,

В огороде лук, бобы,

В лесу ягоды, грибы,

А в саду зеленый хмель.

Лей-ка, дождик, целый день!

***

Дождик,дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

***

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

***

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

***

Солнышко,

Солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

***

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке.

***

Стрекоза-колечко,

Сядь на крылечко!

***

Улитка, Улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

***

Уж ты,

Зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело.

Все дороги на село

Все дороги, все пути-

Ни проехать, ни пройти!

***

Ванька, Ванька-комарок,

Улети на свой дворок!

Там твой дедушка –

Кушает репушку,

Там твоя бабушка –

Кушает оладушки.

Тебя ожидают,

Кусочки доедают!

Укладывая детей спать во время тихого часа, воспитателю предлагается использовать колыбельные. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию.

***

Ходит сон по горе,

Носит дрему в рукаве.

Всем детишкам продает,

Нашей Маше так дает.

Плывет сон по водице,

Держит дрему в рукавице,

Чужих деток пробуждает,

Нашу Машу усыпляет.

***

Вот и звери спят,

Вот и люди спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

***

Котя, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

И на шейку повяжу;

Шубку новую куплю

И сапожки закажу.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Баю-баю, баюбай,

Ты скорее засыпай.

***

Люли - люли - люленьки!

Люли - люли - люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли - люли - люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице.

Спи-ка на здоровьице!

***

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать:

Приди, конь, успокой,

Приди, щука, убаюкай,

Приди сом, дай нам сон,

Приди, несушка, дай подушку.

Все придут тебя качать,

Будет Коля засыпать.

Пробуждение не всегда радостный момент. Для того чтобы дети просыпались с хорошим радостным настроением, воспитателю предлагаются следующие потешки:

***

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!

***

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

***

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем!

***

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Загляни в окошко,

Разбуди Сережку.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи : их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка, помогают наладить контакт с детьми и привить культурно-гигиенические навыки.

Публикации по теме:

Формирование активной речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества Вашему вниманию предлагается квалификационная работа на тему: (слайд 1). Актуальность выбранной темы обусловлена следующими положениями:.

Использование произведений народного творчества в работе с детьми. Использование произведений народного творчества в работе с детьми. [/b] Произведения народного творчества можно использовать при одевании,.

Использование устного народного творчества в обучении и воспитании детей Детские годы – весьма подходящий период в жизни человека, когда он подобно губке досконально впитывает в себя окружающий его мир и культуру.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Петухова М. Г., воспитатель МБДОУ «ДСОВ» №106""Одуванчик" г. Братск Речь – это важнейшая.

Оформление предметно-развивающей среды группы по мотивам произведений устного народного творчестваОформление предметно-развивающей среды группы по мотивам произведений устного народного творчества Очень люблю рисовать. Вся развивающая среда в моей группе перекликается с устным народным творчеством: В такой умывальной комнате дети.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно.

Развитие речи детей в игровой деятельности с применением русского народного фольклора в режимных моментах ТЕМА: «В ГОСТИ К СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР». Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой.

Роль устного народного творчества в воспитании детей Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство.

Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества Цели занятия • Создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к духовным ценностям самобытной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика использования произведений устного народного творчества в режимных моментах.
Опубликовано: 11 июля 2015 в 10:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД