Яна Митиниди
Методика логопедической работы по подготовке дошкольников к усвоению письма в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Методика логопедической работы по подготовке дошкольников к усвоению письма в младшем возрасте
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним звуком (например, крыша и крыса). А это значит, что он дифференцирует звуки С и Ш.
Поэтому работу по устранению предпосылок дисграфии необходимо начинать как можно раньше, если у ребенка наблюдается недоразвитие речи.
Публикация «Методика логопедической работы по подготовке дошкольников к усвоению письма в младшем возрасте» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Коррекционная профилактическая работа базируется на следующих принципах:
1. Принцип ранней коррекции отклонений в речевом развитии.
2. Принцип максимального использования игровых методов обучения.
3. Принцип последовательности и поэтапности в усвоении материала.
4. Принцип включения родителей в коррекционно-профилактическую работу с ребенком.
5. Принцип комплексности мероприятий при работе с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи.
Приемы и методы, используемые в коррекционной работе по устранению нарушений письма :
1. Приемы: -анализ;
- сравнение;
- сопоставление.
2. Методы : - многогранность;
- вариативность;
- постепенное углубление знаний;
- использование наглядно-чувственной опоры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСВОЕНИЮ ПИСЬМА НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ (младший возраст (2-3 года). Задачи этого этапа:
- развивать у детей способность узнавать и различать неречевые звуки;
- учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Примеры игр, которые служат этим задачам
1. ИГРА "ГДЕ ПОГРЕМУШКА?"
Цель: развивать слуховую сосредоточенность.
Материалы: погремушка, две ширмы.
Описание игры:педпгог производит движения с погремушкой за одной из ширм. Дети должны показать, где звучит погремушка.
2. Игра "Кто что услышит. "
Цель: узнавание неречевых звуков.
Материалы: ширма, игрушки,музыкальные молоточки, колокольчики, бубны.
Описание игры: педагог за ширмой стучит молоточком, звенит в колокольчик, стучит в бубен, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук и выбрать нужную игрушку из находящихся перед ними.
3. Игра "Что к нам едет?"
Цель: различение неречевых звуков.
Материалы: картинки с изображением поезда и машины.
Описание игры: логопед произносит звукоподражания и задает вопросы: "ЧУ-ЧУ-ЧУ" - что это едет, "БИ-БИ" - а это что?". Дети должны показать соответствующую картинку.
4. ИГРА "НАЙдИ КОЛОКОЛЬЧИК"
Цель:развивать способность различать направление звука.
Материалы: колокольчик.
Описание игры:дети встают в круг и передают за спиной друг у друга колокольчик. Входящий отгадывает, за спиной какого ребенка звенит колокольчик.
5. Игра "КТО СКАЗАЛ".
Цель: узнать по голосу.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям, один из детей называет его имя, водящий отгадывает,кто его позвал.
6. Игра "ГДЕ КОТЕНОК? ДАЛЕКО ИЛИ БЛИЗКО?".
Цель: учить детей ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса
Материалы: игрушечный котенок.
Описание игры:
педагог показывает котенка, прячет и произносит звукоподражания то громко, то тихо. Дети должны определить: близко или далеко находится котенок.
7. ИГРА "СОЛНЦЕ И ДОЖДИК".
Цель: развивать способность различать звуки, ориентируясь на силу, громкость.
Материалы: бубен.
Описание игры: педагог говорит детям "Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнце и можно поиграть. Вы гуляйте, а я буду стучать в бубен. Если начнется дождь, я стану сильно стучать в бубен. А вы, услышав дождь, скорее идите домой. Слушайте внимательно, как я играю. "
8. ИГРА "БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ".
Цель: различение высоты, силы, тембра олоса.
Материалы: картинки с изображениями домашнтх животных и их детенышей: кошка с котятами, собака со щенками.
Описание игры: детям раздаются картинки. логопед произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит: мама-кошка или котенок, мама-собака или щенок.