Папки-передвижки

Методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Екатерина Зайцева
Методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы психолого – педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация: Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания были отражены в работах В. А. Сухомлинского. Он считал, что «сколько нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. Именно поэтому, взяв за базу слаженную работу педагогического коллектива, мы хотим осветить методы работы психолого – педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ключевые слова: психолого – педагогическое сопровождение, инклюзия, семья, ребенок с ОВЗ.

Часто, термин «сопровождение» может заменяться на термины «обеспечение», «содействие», «помощь», особенно в правовых актах и документах, но в нашей статье мы говорим именно о сопровождении семьи, в которой есть ребенок с особыми потребностями в условиях инклюзии в ДОУ, так как помощь является составной частью сопровождения и представляет «совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения»/ [5, 7, 14, 3, 8]

Для начала нами были выявлены основные проблемы семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии ДОУ:

- при поступлении ребенка в образовательную организацию родители скрывают настоящий диагноз ребенка – это обусловлено страхом непринятия социумом особенного ребенка, желание защитить и оградить его от «косых взглядов»;

- отказ родителей от помощи специалистов обусловлен непринятием мнения педагога о развитии ребенка;

- отгороженность родителей ребенка с особыми потребностями от внешнего мира обусловленная эмоциональным состоянием родителей, которые разрываются между чувством вины, самоотречения и изнеможения.

Эти проблемы могут привести к дисгармонии в микроклимате семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. Вследствие чего большое значение приобретает работа над гармонизацией детско – родительских отношений. Левченко И. Ю. и Ткачева В. В. определили семью, как «микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей». Семья является для ребенка с ОВЗ отправной точкой, ее влияние либо помогает ребенку либо успешно пройти социализацию не смотря на проблемы со здоровьем, либо заставляет жить с чувством собственного бессилия всю жизнь.

Работая с семьей важно определить точки соприкосновения, взаимодействия семьи со специалистом педагогом – психологом, воспитателем или социальным педагогом. По мнению А. О. Макарова содержание социально-педагогического сопровождения родителей заключается в формировании навыков самопомощи, которое имеет рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритетность интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексность сопровождения, стремление к автономизации семьи. [6]

Поэтому, исходя из имеющихся проблем, можно составить несколько направлений по работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Система сопровождения определяется моделью сопровождения, в которой выделяются компоненты психолого-педагогической деятельности, реализуемые поэтапно:

психологическое просвещение;

• профилактика;

психодиагностика развивающая и психокоррекцонная деятельность;

• консультирование;

• просвещение;

• экспертиза.

Другими трудностями инклюзивного образования по мнению Годовниковой Л. В. в недостаточности подготовленности кадров к работе с особыми учащимися, психической несовместимости разных групп детей, неготовностью учащихся с особыми образовательными потребностями к условиям массового учебного заведения».[1] Идея сопровождения неразрывно связана с модернизацией современной образовательной системы при переходе российского образования на новую содержательную и технологическую модель.

Перед педагогами дошкольного образования встает важная задача – изменение подходов к содержанию образовательной деятельности и использованию новых достижений в области современных психолого-педагогических знаний, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. [2] Важными условиями развития инклюзивного образования, которые также являются составляющими комплексной работы с родителями, являются:

- реализация деятельности по психолого-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и педагогов общеобразовательной организации;

- подготовка кадров для инклюзивного образования;

- повышение родительской компетентности по вопросам понимания инвалидности и принятия детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- просвещение родителей и педагогов с целью повышения их компетентности в сфере специального образования. [8]

В научной литературе представлены основные компоненты, составляющие базу социально – психолого - педагогического взаимодействия с родителями с целью «создания оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ограниченными возможностями :

— междисциплинарное сотрудничество специалистов школы;

— партнерство с внешними организациями;

— повышение специальной профессиональной, методической и психологической компетентности педагогов;

— работа по формированию адекватного восприятия детей с особыми потребностями у взрослых и сверстников. [14, 4, 7]

Таким образом, чтобы организовать психолого-педагогического сопровождение родителей детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие условия:

- регулярные встречи педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ и родителями, потому что накопленные в течение длительного времени проблемы невозможно решить за одну встречу. Родителям надо быть готовым к многократным встречам со специалистами;

- обязательная включенность родителя в коррекционный процесс. Родитель не должен выступать в роли пассивного наблюдателя. Коррекционная работа будет результативна только при условии высокой мотивации родителей, ориентации их на успех и глубинной внутренней работе, направленной на переосмысление собственных взглядов, убеждений, предположений и стереотипов. Мотивация родителей на активную действенную позицию выступает как одна из важных задач коллектива педагогов;

- по возможности привлечение всех членов семьи и ближайшего окружения к коррекционному процессу. Проблема в таких семьях это не личная проблема одного из родителей, а проблема общесемейная, и решать ее необходимо всей семьей.

Для нормализации адекватного взаимодействия родителей с детьми педагог-психолог включает в свою деятельность:

- коррекцию неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др. ;

- обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;

- совершенствование умений любить и уважать ребенка;

- развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздражения, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;

- обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);

- снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);

- коррекцию взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;

- расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.

В целях совершенствования ранжирования жизненных ценностей родителей ребенка с ОВЗ педагог-психолог :

- проводит коррекцию их эндогенного психологического состояния : состояние неуспеха, обусловленное дефектами развития ребенка, должно быть переведено в осознание его возможностей, в возможность радоваться его посильных успехов);

- переориентирует установку на ценность бытия ребенка, независимо от его психических и физических особенностей, и ценность общения с ним («Ценно то, что он любит Вас, а Вы любит его»);

- способствует личностному росту родителей в процессе взаимодействия с ребенком в обучении и воспитании;

- содействует переводу установки родителей из позиции переживания по поводу дефекта в развитии ребенка в позицию креативного поиска путей реализации имеющихся у ребенка потенциалов;

- проводит мероприятия, способствующие повышению самооценки родителей, основанной на результатах своего колоссального труда и успехах ребенка;

- преобразует процессы воспитания и образования, реализуемые членами семьи в направлении ребенка, в процесс психокоррекции по отношению к себе.

Для достижения поставленных целей при работе с родителями педагог-психолог организует ряд мероприятий, который, в частности, включает:

- показ родителям методических приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;

- фиксирование родителями основных моментов занятий, проводимых педагогом-психологом с их ребенком;

- проведение родителями занятий или их части под руководством педагога-психолога;

- поручение выполнения домашних заданий со своим ребенком;

- подготовка наглядных дидактических пособий, используемых на занятиях и при выполнении домашних заданий, которые учитывают особенности дефекта и психики ребёнка;

- рекомендация литературных источников, позволяющих ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.

Данные методы имеют рекомендательный характер, но мы считаем, что если следовать данным методам не только узкому специалисту, но и остальным педагогам ДОУ психолого – педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ станет более полным. Педагоги не просто будут передавать свои знания, но и вселять в родителей уверенность каждый день, желание бороться за счастье своего ребенка, за его образование и будущее. Совместная работа специалистов и родителей поможет скорректировать и минимизировать разрушительные эмоции позволив семье наслаждаться своим особенным жизненным путем.

Библиографический список

1. Годовникова Л. В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2006. С. 56.

2. Грачева Н. В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер. науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа. 2012. С. 45–46.)

3. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е. И. Казакова. СПб., 1995.

4. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. М. : Просвещение, 2008. 239 с. : ил. табл. Прил. : С. 201-239. Лит. : С. 190-200.

5. Макаров А. О. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Антон Олегович Макаров // Педагогическое образование в России, 2015. № 4. С. 102-108.

6. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Назарова Н. // Социальная педагогика, 2010. № 1. С. 77-87.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. М. : ВЛАДОС, 2003. 527 с. : ил., табл. (Коррекционная педагогика). Прил. : С. 145-514. Лит. : С. 515-527.

8. Пенин Г. Н. Социально-правовые аспекты инклюзивного образования лиц с ОВЗ в России // UNIVERSUM : Вестник Герценовского университета. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. С. 52-55

9. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М. : Издательство «Книголюб», 2007. 144 с. (Специальная психология).

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 января 2021 в 16:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД