Лучший педагог года

Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

Герасимова Инга Владимировна
Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

Музей (лат. museum; греч. museion – «храм муз») – помещение, где хранят, комплектуют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта и т. д. При этом формируется особое музейное пространство, которое обусловливает специфику воздействия данных предметов на развитие личности и формирование мировоззрения, отношения человека к нерукотворному и рукотворному миру, другим людям и самому себе. Поэтому, в зависимости от уровня формирования образа себя и образа мира, выделяют музеи для детей и для взрослых

Публикация «Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и поли-художественного подхода через педагогический процесс. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами.

В нашем детском саду успешно внедряются и используются различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в детском саду».

Северодвинск – уникальный город по своей природе и историческим событиям. Есть в нем и краеведческий музей. Но часто ли дети бывают там? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музей. Причины самые разные, но часто родителям кажется, что дошкольникам рано посещать подобные места.

Как же привлечь внимание к музеям. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и были названы мини-музеями. В создании выставок и проведении экскурсионных игровых бесед участвуют не только педагоги, но и дети и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини-музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне со взрослыми.

Создавая мини-музейные комплексы мы избрали следующие направления:

• Ознакомление с окружающим миром;

• Нравственно-патриотическое воспитание;

• Физическое развитие и оздоровление.

Предмет изучения – природно-климатическая среда Архангельской области, основные профессии северодвинцев, предметы ближайшего окружения дошкольников.

Цели:

• Формировать познавательные и творческие способности в процессе овладения художественной и информационно - поисковой деятельностью;

• Расширять знания в области национально-региональной политики;

• Индивидуализировать процесс воспитания, интегрировать различные виды детской деятельности.

Задачи:

• Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в мини-музее детского сада;

Овладевать основными навыками учебной и трудовой деятельности: умением работать с текстом (анализ сказок, стихотворений, фактического материала, высказываний участников событий, придумывание собственной сказки или стихотворения, использование схем-заместителей.

Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты:

- формирование основ патриотизма, последовательное введение ребенка в социальный мир;

- позитивных моделей поведения, умения представлять материал, коммуникативных качеств, навыков работы с информацией;

- развитие способностей, потребности в ЗОЖ и социально активной позиции ребенка;

- участие во всех видах деятельности, совершенствование грамматического строя речи, приобщение родителей к жизни детского сада.

Занятия, экскурсии, развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Каждое занятие-экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, помощников воспитателя, даже авторов занятия (включается личностный компонент, когда они рассматривают историю своей семьи в сочетании с историей города и жизнью города.

В нашей группе были организованны следующие мини-музейные комплексы :

«В царстве сказочных драконов»

«Народная игрушка»

«Игрушки наших бабушек»

«Музей моды»

«Сделано в Северодвинске, сделано –

насовесть»

«Чайник на столе начальник»

«Музей космонавтики»

«Такие разные очки»

Я хочу остановиться более подробно на создании одного из них: «М. В. Ломоносов - великий сын России». Известно всем, что 2011 год был посвящен празднованию 300 - летия М. В. Ломоносова. Наш детский сад и конкретно наша группа не остались в стороне от этого события.

Так было принято решение открыть мини-музей великого земляка. Для этого дети совместно с родителями начали сбор материалов (книги, буклеты, открытки, экспонаты косторезного промысла, фотографии с мозаичными витражами, макет интерьера северной избы и др.)

Во время Ломоносовской декады провели с детьми беседу о М. В. Ломоносове, конкретно о родовом месте его семьи. Вечером рассматривали иллюстративный материал о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Во время организованной непосредственной образовательной деятельности работали с картой, измеряли условной меркой путь Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву. Многократно рассматривали мозаичные работы детей подготовительной группы, сравнивали их с работами, изготовленными по технологии смальтового стекла, которую открыл М. В. Ломоносов, также выполняли аппликационные работы в технике мозаики, украшая «хрустальную» посуду. В рамках декады побывали в городском краеведческом музее, посетив экспозицию «Великий сын Севера», где пополнили знания детей о биографии и научных достижениях великого земляка и ученого. Дети с удовольствием слушали о жизни маленького Михайлы в Холмогорах, его увлечениях, о том как он помогал отцу ловить рыбу и о годах учебы юного Ломоносова в Германии. В музее дошкольников очень заинтересовали экспонаты о быте семьи Ломоносова, его ученой деятельности, а особенно макет химической лаборатории.

В это же время мы провели опрос на тему «Имя Ломоносова на карте нашего города и на карте России». Детям и родителям было дано задание узнать, что связано с именем Ломоносова в нашем городе и стране. Дети с удовольствием делились полученными знаниями: самая длинная улица в городе названа именем Ломоносова; наш детский сад расположен на улице Ломоносова; есть в городе площадь Ломоносова на которой находится памятник великому помору; университет носит имя М. В. Ломоносова и т. д.

В дни юбилея была организованна целевая прогулка на площадь Ломоносова, где дети вспомнили заслуги великого земляка и возложили цветы к памятнику. В завершение была проведена викторина, по итогам которой победителям вручались медали «Юные Ломоносовцы».

Итогом декады стало открытие в группе мини-музея «М. В. Ломоносов - великий сын России», где были представлены материалы собранные родителями воспитанников и педагогами, а также фото-отчет о мероприятиях, проведенных в рамках декады.

Гостями нашего мини-музея были воспитанники и родители старших групп детского сада, а также педагоги из дошкольных учреждений города.

Благодаря проводимой комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проектов - все это дает детям простор для активной творческой деятельности.

В заключении хочется отметить, что занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей. Расширяется простор и для творческой активности педагогов : разработаны и апробированы авторские дидактические игры, атрибуты, макеты, аншлаги и т. д.

Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с городским краеведческим музеем, который предлагает достаточно широкий ассортимент игровых занятий и экскурсий.

Данная работа позволяет вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть их творческий потенциал.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. (Из опыта работы воспитателя.

Музейная педагогика для дошкольников (из опыта работы) В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Музейная педагогика «Мир космоса» — фотоотчетМузейная педагогика «Мир космоса» — фотоотчет Мини- музеи, расположенные в группе детского сада, очень нравятся детям. И День открытых дверей в нашем мини-музее "Мир космоса" ребята.

Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия»Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия» Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия» Музейная педагогика в детском саду является инновационной.

Музейная педагогика в ДОУ.Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Проект «Музейная педагогика» Пояснительная записка Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества.

Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду.Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду. Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 18:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД