елена олейник
Непосредственная организованная деятельность с детьми старшего возраста «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающая задача: закрепить знания детей о посиделках как явлении старорусского быта;
закрепить представления о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси;
воспитательная задача: Воспитывать трудолюбие, гражданскую позицию, формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь;
Развивающая задача: Развивать смекалку. логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, творческие возможности.
Публикация «Непосредственная организованная деятельность с детьми старшего возраста „Русские посиделки“» размещена в разделах
Материал: Предметы старорусского быта, народного промысла, угощения, народные костюмы.
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Красному гостю - красное место на наших посиделках!
Воспитатель: Посиделки, а что это такое?
1 ребенок: Раньше в каждой деревне любила молодежь собираться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкой была женщина.
2 ребенок: Она многое знала, умела, любила петь песни, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.
3 ребенок: По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: дров для растопки печей, керосина для лампы, муки для блинов. Мы живем в другое время, но слышали о таком обычае и тоже пришли не с пустыми руками. Вот угощение к чаю.
2. Разыгрывание ситуации.
Раздается стук в дверь. Входит группа девушек в народных костюмах.
1-я девочка: Здравствуй, Хозяйка! Здравствуйте, гости! Мир вам, мы к вам.
Хозяйка: Давно поджидаем, где - то вы, красавицы, загуляли?
2-я девочка: А мы покуда пирогов напекли, семечек нажарили, и вот пришли.
Хозяйка: Проходите, касатушки, У меня самовар давно готов. А что ж, мальцов с вами нет?
3-я девочка: Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся!
Девочки рассаживаются и начинают заниматься рукоделием.
Воспитатель: Однообразная, сама по себе, работа уже не казалась такой скучной за разговорами, песней, шутками, хороводами.
Девочки водят хоровод.
Иногда на посиделки заглядывали и парни, которые выбирали себе будущих подруг.
За дверью раздаются смех, топот, стук в дверь.
Входят ребята в народных костюмах.
1-й мальчик: Здравствуйте, хозяева! А нас вы ждали?
Хозяйка: Ждали, ждали, все жданки съели!
2-й мальчик: А коли ждали, так и дождались!
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Воспитатель: В тесноте, да не в обиде!
3. Словесная игра " Федул " :
1-й мальчик: Федул, что губы надул?
Федул: Кафтан прожег.
Парень: Зашить можно?
Федул: Иглы нет.
Парень: А велика ли дыра?
Федул: Остался один ворот.
Хозяйка: Сынок, сходи на речку за водицей.
Федул: Брюхо болит.
Хозяйка: Сынок, иди кашу есть.
Федул: Раз мать велит, надо идти.
4. Работа с пословицами.
Воспитатель: В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, т. к. родители понимали. что тот кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадет. Эта мысль отразилась во многих пословицах и поговорках. Давайте вспомним их вместе.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
От скуки бери дело в руки
Деревья смотри в плодах, а человека в делах.
Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
Воспитатель: Девочек всему учила мать, а мальчиков - отец. На первых порах они выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго.
Чему учили мальчиков? (ответы детей)
Чему учили девочек? (ответы детей)
- А вы, мальчики и девочки, какую работу помогаете выполнять родителям? (ответы детей).
5. Народные игры: " Золотые ворота ", " Горшки "
6. Соревнование по разгадыванию загадок.
Воспитатель: А не устроить ли нам соревнования по разгадыванию загадок между мальчиками и девочками? Кто из них больше загадок знает и быстрее ответит?
Девочки загадывают загадки мальчикам:
- Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на земле работник (лошадь)
- Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (шапка)
- Кланяется, кланяется, придет домой, растянется (топор)
- Сам худ, голова с пуд (молоток)
- Бьют Ермолку что есть по затылку, а он не плачет, только ножку прячет (гвоздь)
- В амбаре держат сто пожаров (спички)
Мальчики загадывают загадки девочкам:
- И языка нет, а правду скажет (зеркало)
- Маленький Афанасий поясом опоясан (веник)
- Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают (блин)
- Сидит на ложке, свесив ножки (лапша)
В доме еда, а дверь заперта (яйцо)
Бежит свинка - золотая спинка, носочек стальной, а хвостик льняной (нитка, иголка)
Воспитатель: А знаете ли вы, что означает выражение - "Красны девицы"? А "Добры Молодцы"? (ответы детей)
7. Итог занятия.
- Что вам понравилось на посиделках?
- Много народных обычаев и традиций мы вспомнили сегодня. Какие? ( ответы детей: посиделки, хороводы, пословицы, загадки, народные игры, с пользой проводить время, угощения)
- Какие черты характера русского народа вы можете назвать? Какой у нас народ? ( ответы детей: трудолюбивый, хлебосольный, гостеприимный)
- Просим всех гостей к самовару, отведать угощения!