НОД по ФЦКМ в старшей группе «Африка»

Наталья Лунёва
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Африка»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЦКМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Путешествие вокруг света. Африка».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Воспитатель: Наталья Николаевна Лунёва

Цель: познакомить детей с понятием «путешествие» на примере путешествия на континент Африка (животный мир, растительный мир, население).

Задачи:

• формирование представления о путешествии;

• развивать умение анализировать, формировать представления об окружающем мире;

• развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

Оборудование:

• Индивидуальные коврики (по количеству детей)

• Глобус

• Кукла-мальчик

• Презентация «Что такое путешествие?»

• Рюкзак: свечка, игрушечная посуда (тарелка, кружка, нож, ложка, карта, одежда, игрушки разные, кукольная мебель, настоящие или напечатанные предметы (зуб паста и щетка, спальный мешок, палатка, аптечка, веревка, свечка, спички или зажигалка)

• Заготовка компас + ленточка (по количеству детей, по два карандаша (синий и красный) на каждого

• Ящик с песком, камушками

• Пальмы из конструктора Лего

• Фигурки животных: жираф, слон, крокодил, бегемот, зебра, верблюд, змея, обезьяна, тигр, лев

• Маска для игры «Заколдованный мешочек»

• Заколдованный мешочек

• Развивающие карточки «Вундеркинд» - Животные Африки

• Кубики с буквами

• Верёвка для выкладывания кораблика

• Флаг России

• Подзорная труба

• Картонные атрибуты для инсценировки: Айболит, кит, два орла, волны, горы, пальмы

• Презентация «Путешествие»

• Презентация «Африканские жители»

• Музыкальный трек «Африканская музыка», «У жирафа пятна, пятна…», «Чунга-чанга»

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

- Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Давайте за руки возьмемся и улыбнемся. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение.

- Вы готовы общаться? – Тогда отгадайте, пожалуйста, мою загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

- Что такое глобус? – ответы детей

2. Актуализация знаний

- А вы хотите поиграть с глобусом?

- Это очень просто:

1. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: моря и океаны покажи»

- Каким цветом обозначены моря и океаны? (голубой, синий)

2. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: горы покажи»

- Каким цветом обозначены горы? (коричневый)

3. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: леса и равнины покажи»

- Каким цветом обозначены леса и равнины? (зеленый)

4. «Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три: пустыни и степи покажи»

- Каким цветом обозначены пустыни и степи? (желтый)

Присаживаемся на коврики

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Мы с вами сегодня обязательно отправимся в путешествие, но для начала, давайте попробуем разобраться что такое «путешествие»?

3. Создание проблемной ситуации, открытие нового знания.

Понятие путешествие.

Приходит кукла-Артемка, здоровается.

- Ребята, Артемка собрался в путешествие, но не знает, куда отправиться, и что такое путешествие.

Расскажите, а куда вы путешествовали? (ответы детей)

Педагог показывает презентацию и спрашивает детей:

- Как думаете, а если мы соберемся в гости в соседний дом, то это будет путешествие? (нет)

А если поедем в музей? (нет)

А если поедем на поезде в другой город? (да)

А если отправимся отдыхать на море? (да)

Путешествием можно называть только то передвижение, ради которого мы собираем вещи (рюкзак) и готовы поехать в другое место (город, страну, континент, планету). В путешествие можно отправиться с целью отдохнуть, заняться спортом, узнать новое об окружающем нас мире.

Собери рюкзак.

- Ребята, я знаю, что каждому путешественнику нужна одна вещь, в которую поместятся все остальные вещи. Догадались, что это?

- Ну, конечно же, правильно, это рюкзак. Вот и у нашего друга рюкзак есть, но он очень тяжелый.

- Как вы думаете, это хорошо или плохо? – ответы детей.

- Да, ребятки. Тяжелый рюкзак – проблема путешественника, ходить приходиться много и долго, а с тяжелой ношей это ох, как нелегко. Давайте посмотрим, что успел Артем сложить в свой рюкзак и поможем ему разобраться, что из этого должно быть у каждого путешественника, а от чего лучше отказаться.

Игра на ковре. Артем высыпает все на ковер и просит помочь разобраться. Дети по очереди берут по одному предмету и обсуждают, нужен ли он в путешествии и для чего. Нужные вещи складывают в рюкзак, ненужные откладывают в сторону.

- Ну, вот и все! Рюкзак для путешествия собран и можно отправляться в путь.

Компас

- Только мне кажется, мы что-то очень важное забыли положить в наш рюкзак, только я никак не могу вспомнить, что это?

- Ребята, вы мне поможете вспомнить? – ответы детей.

Если правильный ответ (компас) не прозвучит, загадать загадку:

В кармане моем замечательный друг

Он знает, где север, и знает, где юг

Компас — это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад, восток.

Изготовление компаса

Я предлагаю нам пройти за столы и сделать каждому свой компас.

Раскрашивают две стрелки (север – красный, юг – синий, на ленточки каждому повесить на шею компас со словами «Теперь ты настоящий путешественник».

Определяем место путешествия

Собрались в поход мы снова –

Все на месте, всё готово,

Что же нас сегодня ждёт?

Чтоб узнать, скорей вперёд!

Проходите, ребятки на коврик, для нас здесь готова подсказка, и мы попробуем догадаться куда именно мы отправимся?

Трек №1 (Африканская музыка – звучит фоном)

На ковре ящик с песком, пальмами… все хаотично разбросано; «волшебный мешочек» с животными (жираф, слон, крокодил, бегемот, зебра, верблюд, змея, обезьяна, тигр, лев, маска для сна.

- Ребята, смотрите какой интересный ящик. Что в нем? – ответы детей.

- Давайте подумаем откуда? Из какой части света? С какого континента прислали нам этот ящик? – ответы детей.

- Да, действительно Африка это целый континент, на котором много жарких стран. Основные цвета, в которые «раскрашена» Африка (желтый - пустыня, зеленый – джунгли, желто-зеленный – саванна).

Рассмотреть на глобусе. Показать картинки пустыни, джунглей, савваны. Собрать песок в кучу и разровнять по контуру континента (приблизительно)

- Еще мешочек какой-то… но не простой, а заколдованный. Отгадать кто в нем может только тот, на ком волшебная маска.

Дети по очереди надевают волшебную маску и достают из мешочка животных. Нужно, наощупь, догадаться, кто это по характерным признакам (большие уши, хобот, длинная шея, мягкое извилистое тело, огромная пасть и чешуя на спине и т. п.). Располагают их в ящике на «континенте Африка». Взамен получаю фотографию животного, которую берут с собой.

- Вы большие молодцы, здорово справились с этим заданием.

- Путь нам предстоит не близкий, путешествие может быть долгим… На тот случай, если нас станут искать, давайте выложим из кубиков слово «АФРИКА».

- Отлично! Теперь все, кто заглянет к нам в гости поймет, где мы…

- Вот теперь, когда мы точно знаем куда мы отправляемся и кого нам предстоит там встретить – пора в путь!

Динамическая пауза

- Давайте немного отдохнем перед дальней дорогой и споем песенку

Трек №2 «У жирафа пятна, пятна…»

Выбираем транспортное средство

- Ребята, посмотрите еще раз на глобус. Африка со всех сторон окружена водой. На чем же мы сможем туда добраться? – ответы детей

Например:

- На корабле!

- Путешествовать на корабле плохо или хорошо? – ответы детей

(плохо – шторм, хорошо – можно встретить дельфинов)

- На чем еще можем добраться?

- На самолете!

- Путешествовать на самолете плохо или хорошо? – ответы детей

(плохо – нет возможности рассмотреть землю, т. к. высоко, хорошо – быстро)

- Ребята, ну я думаю, что шторма мы с вами не испугаемся и отправимся в Африку на корабле.

- А корабль у нас есть? – Нет.

- А давайте-ка мы его с вами построим.

Дети из верёвок выкладывают на ковре кораблик (палуба – трапеция, паруса – два треугольника). Водружают на мачту флаг России.

В путь

Дети за воспитателем, имитируя движения «по волнам», выходят из группы и проходят по коридору в направлении музыкального зала.

Остановка

По пути следования останавливаемся: (если время позволяет - можно взглянуть всем по очереди в бинокль, если нет:

- Все на месте!

- Взгляните на свой компас! Верной дорогой идем?

- Отлично!

Первое препятствие

В коридоре возле кабинета «Робототехники» встречают препятствие – «Волны».

- Ну и ну ребята, вот это неожиданность…

- Что же это такое? – ответы детей

- Ребята, нам не преодолеть это препятствие, пока мы не вспомним все сказки про Африку и не догадаемся из какой сказки эти волны… - ответы детей

- Совершенно верно, конечно, это сказка про доброго доктора Айболита

Воспитатель инсценирует отрывок из сказки «Айболит», играет с детьми - делая паузы в тексте, давая возможность детям вспомнить текст

Но вот перед ними ….

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита ….

«Ой, если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станется с ними, с больными,

С моими?»

Но тут выплывает ….: -

«Садись на меня, ….

И, как большой ….

Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит:

…Пауза – ответы детей

- И мы с вами, ребята, вслед за китом и Айболитом отправляемся дальше.

Второе препятствие

Доходим до музыкального зала и в дверях встречаем препятствие – «Горы»

- Да, труден наш путь.

- Ребята, вы догадались, что это за препятствие? – ответы детей.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят!

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту слетели ….:

«Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!

И сел на орла Айболит

И одно только слово твердит:

- И мы ребята, вслед за Айболитом сядем на орлов и преодолеем гористую местность.

Добрались!

- Ну вот и все! Спешу поздравить вас! Мы добрались до конечного пункта нашего путешествия!

- Посмотрите, вот и Африка! Слайд на экране «Пустыня Сахара»

- Перед вами пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире, посмотрите. Здесь сухо и жарко… только завывает ветер «у-у-у», шуршит песок «ш-ш-ш», ползают и свистят змеи «с-с-с».

- Ребята, а кто может жить в пустыне? Какое животное? – ответы детей.

Слайд «Верблюд»

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? – ответы детей (перевозит грузы, людей; движения плавные, как у корабля)

- Верблюд самое выносливое животное

Слайд на экране «Саввана»

Загадка про слона (ребенок загадывает)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть вам животное, а вы мне его детеныша. Договорились – начнем.

У льва – львенок

У черепахи – черепашонок

У зебры - жеребенок

У тигра – тигренок

У страуса – страусёнок

У крокодила - крокодильчик

Слайд на экране «Джунгли»

Загадка про попугая (загадывает ребёнок)

- Про попугая все говорят, что он любит попугайничать! А что значит «попугайничать»? – ответы детей (за всеми повторять)

- А вы любите попугайничать? – Да

- Тогда повторите мою чистоговорку: «Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая!»

- Ну что ж, ребята, вы большие молодцы, все задания выполнили, все сложности преодолели и пришло время познакомиться с африканскими жителями.

- Какими вы себе их представляете? Какие люди населяют континент Африка? – ответы детей

Презентация на проекторе «Африканские жители».

4. Итог занятия

Путешествию конец,

Каждый – просто молодец!

А теперь прощаться надо –

До свидания, будем рады!

Раз, два, три. ,

Глобус нас домой верни!

Дети с воспитателем возвращаются в группу.

Прикреплённые файлы:

prezi_qf284.pptx | 3537,03 Кб | Скачан: 15
 
Публикации по теме:

«Вот так Африка!» Фотоотчет о НОД по ФЦКМ в подготовительной группе«Вот так Африка!» Фотоотчет о НОД по ФЦКМ в подготовительной группе В морозный ноябрьский денек ребята группы «Мишутка» отправились в путешествие. да не в простое, а на самолете! Дети с увлечением собирались.

Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе в форме квеста «Весенняя игра» Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Весенняя игра» (квест - игра) Цель: Выявить какие знания и умения получили.

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Дикие животные зимой». Образовательная область: «познавательное развитие» (ФЦКМ) Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом зимы.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Вот так Африка!» подготовительная группа ЗадачиОбразовательные • Объяснить детям, что мы понимает под словами «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом — Африкой;.

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей разновозрастной группе «Весна» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Саратовская область. Дергачевский район. п Первомайский.

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе (труд в природе) Тема: «Ухаживаем за комнатными растениями» (обучение способу удаления пыли кисточкой и пульверизатором). Цель: Продолжать расширять представление.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ «Подводное царство» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по ФЦКМ «Подводное царство» Долгова Людмила Цель: расширять представление.

НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Квест»НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Квест» Цель: Формирование осознанно правильного отношения к природе и воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через.

ООД в старшей группе «Здравствуй, Африка» Возрастная группа: старшая Тема «Путешествие по миру» Тема НОД: «Здравствуй Африка» Ведущая образовательная область: «Познание» (формирование.

Занятие НОД по развитию речи в старшей группе «Вот так Африка!» Задачи: Образовательные • Формировать у детей знания о материках нашей Земли, о климатических зонах Африки. • Уточнить представления детей.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Африка»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 15:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...
Фотоотчёт о мероприятии «Яблочный спас»
19 августа в нашем детском саду прошёл праздник Яблочный спас". Он был посвящён православному и великому празднику Преображение Господне. По...