Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»

Ольга Ильясова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»

Цели:

1. Обучающие: Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения со свойствами магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, стекло, картон, крупу, ткань) 2 Развивающие : развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность, развивать речевую активность. 3 Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах

Оборудование: рукавичка с магнитом внутри коробки, мелкие предметы из разных материалов, поднос, стакан, банка с водой, бабочки на скрепке, картон Оборудование для каждого ребенка: железные, пластмассовые, деревянные, пластмассовые; кусочек ткани, магниты, магнитная доска; тарелки для раздаточного материала, картон, клеенка, бабочки из бумаги

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами и цифрами.

Ход ОД

Приветствие

(раздается звук видеописьма с изображением ученой Совы)

Сова: - Здравствуйте, мои друзья! Я знаю, что вы очень любознательные илюбите экспериментировать. Когда экспериментируешь, становишься почти что исследователем. Я уверенна, что вы знаете, кто такие исследователи? Дети: это люди, которые что-то изучает. Я вам отправила подарок:попробуйте отгадать, о каком предмете сегодня пойдет речь, какие секреты в себе хранит и почему он так называется?

Воспитатель открывает коробку (коробка в форме подарка, в ней рукавичка, скрепки.)

- Ребята, что это? (рукавица), сова сказала, что здесь есть какой то секрет. А в чем он заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежат разные предметы. -Что это? (показ предметов, скрепки (ответы детей)- Мне кажется, я где-то уже видела такую рукавичку. Никто из вас не терял варежку?

Вспоминаем вместе с детьми, что на новогоднем утреннике у Деда Мороза были точно такие же варежки.

- Ребята, а вы помните, что рукавицы у Деда Мороза были не простые, а волшебные. Может и у нас получится совершить волшебство.

- Давайте попробуем вспомнить, какие слова говорил Дед Мороз, когда колдовал подарки для ребят, скажем волшебное заклинание : «Ты расти рукавичка, подрастай невеличка, стань большой, только не пустой!»

- Ничего не получилось! Может рукавичку дед из сказки потерял и в ней разные зверюшки поселились? Давайте послушаем (дети прислушиваются, делают вывод: мышка - не пищит, лягушка – не квакает и т. д., никого нет)

- Что же делать? Как найти хозяина? Провожу рукавичкой как бы случайно над подносом с предметами и обращаю внимание детей на «волшебные» качества рукавички – притягивать предметы.

-Посмотрите. (подносит руку в рукавичке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Рукавичка «поймала» все скрепки. -В чем секрет? Как вы думаете? (ответы детей). Определяем почему? (в рукавичке есть что-то, что не дает упасть предметам). Рассматриваем рукавичку -Это, ребята, обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. - Какой магнит на ощупь? (гладкий, холодный, твердый)

-Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Вот перед нами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

- Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

- Что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает?

-Магнит - это природный камень, который обладает волшебным свойством : магнетизмом или притяжением

-А хотите узнать, какие еще секреты в себе хранит магнит?

-Чтобы познакомиться с удивительными свойствами магнита, приглашаю вас в научную лабораторию. На некоторое время вы станете учёными-исследователями. А кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают)

-Предлагаю вамнадеть халаты, бейджики, я буду старшим научным сотрудником, а вы мои помощники- младшие научные сотрудники. (обращаю внимание на правила поведения в научной лаборатории)

-Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы (На экране)

1. Соблюдай порядок на рабочем месте.

2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.

3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

- Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.

- Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.

- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).

- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.

- Ребята сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.

- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).

- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?

ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.

- Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»

Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:

- Этот предмет сделан из пластмассы

- Это образец ткани

- Этот предмет выполнен из дерева

- Это образец бумаги

- Этот образец сделан из железа.

- У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т. е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.

- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен? (металлический) - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?

Воспитатель демонстрирует опыт с предметом. (да, притягивает)

- Значит в карточке напротив этого образца, какой знак надо поставить? (плюс) Продолжите экспериментирование самостоятельно.

- Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?

ДЕТИ: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги. А еще на стеклянные предметы

- На какие предметы действует сила магнита?

(На железные предметы)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.

Вывод: магнит притягивает (какие) железные предметы и не действует на (какие материалы) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)

-Ребята, вы только что узнали, какие предметы может притягивать магнит. А вот с Ноликом из мультфильма «Фиксики» случилась беда…. помогите ему. (просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» серия «Магнитный конструктор»)

-Ребята, что произошло с Ноликом? Что должен придумать Нолик, чтобы освободиться из плена конструктора (Снять доспехи, сделанные из железа).

-Спасибо, ребята. Ваши знания очень помогли Нолику. Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка «Помогатор»

Опыт№2 «Намагничивание»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась

- Почему скрепки не рассыпались?

- Почему так произошло (Они намагнитились -они превратились в магниты).

- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.

- Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.

Дети выполняют опыт.

- Молодцы, вы настоящие волшебники – умело справились с опытом.

Опыт№3. (поиск металлических предметов в манной крупе и в стакане с водой)-С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы (Предположения,дети достают предметы из крупы с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).-Какой вывод можно сделать о силе магнита? Мешает ли магниту крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, клеенку….

Вывод:магнитная сила действует через крупу, картон, клеенку.

-А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка) Опыт №4показывает воспитатель

-Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук? Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют с пластиковым стаканом) -Расскажите, что получилось (Скрепка следует за движением магнита вверх) -Что же двигало скрепку (Магнитная сила). Какой можно сделать вывод? Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду. Игра-опыт «Летающая бабочка»

-Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).

-А,кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

- К бабочке прикреплена железная скрепка.

Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.

Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии

Воспитатель приглашает детей подойти к экрану. -Ребята, сегодня мы познакомились со свойствами магнита. Давайте их назовём. ( Ответы детей: магнит притягивает металлические предметы, магнит действует через воду, пластик, картон. Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами. Дети называют свойства и одновременно схемы появляются на экране

-Магнит используют для разных целей. Знаете ли вы в каких предметах человек использует магнит? (Ответы детей) У нас в группе есть магниты? А дома у вас?

Ребёнок читает стихотворение про магнит :

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайды "Практическое применение магнита".

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты :

• Наушники

• Колонки от музыкального центра

• Телефонная трубка

• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир

• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой

• Даже на банковской карте есть магнитная полоса

• Вентиляторы

Магнитные замки

Итог. С каким волшебным камнем мы сегодня познакомились? (это магнит)- Про какое свойство магнита вы узнали? (магнит притягивает к себе все металлические предметы) Предлагаю вам поделиться своими знаниями дома, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра расскажете нам, что вы нашли. - А на память о нашей работе в лаборатории я приготовила вам игры с магнитами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»

Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:

- Этот предмет сделан из пластмассы

- Это образец ткани

- Этот предмет выполнен из дерева

- Это образец бумаги

- Этот образец сделан из железа.

- У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т. е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.

- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен? (металлический) - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?

Воспитатель демонстрирует опыт с предметом. (да, притягивает)

- Значит в карточке напротив этого образца, какой знак надо поставить? (плюс) Продолжите экспериментирование самостоятельно.

- Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?

ДЕТИ: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги. А еще на стеклянные предметы

- На какие предметы действует сила магнита?

(На железные предметы)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.

Вывод: магнит притягивает (какие) железные предметы и не действует на (какие материалы) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)

Опыт№2 «Намагничивание»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась

- Почему скрепки не рассыпались?

- Почему так произошло (Они намагнитились -они превратились в магниты).

- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.

- Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.

Дети выполняют опыт.

- Молодцы, вы настоящие волшебники – умело справились с опытом.

Опыт№3. (поиск металлических предметов в манной крупе и в стакане с водой)-С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы (Предположения,дети достают предметы из крупы с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).-Какой вывод можно сделать о силе магнита? Мешает ли магниту крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, клеенку….

Вывод:магнитная сила действует через крупу, картон, клеенку.

-А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка)Опыт№4 показывает воспитатель

-Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук? Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют с пластиковым стаканом) -Расскажите, что получилось (Скрепка следует за движением магнита вверх) -Что же двигало скрепку (Магнитная сила). Какой можно сделать вывод? Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду. Игра-опыт «Летающая бабочка»

-Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).

-А,кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

- К бабочке прикреплена железная скрепка.

Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.

Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебный мир театра» с элементами театрализацииКонспект занятия по познавательному развитию «Волшебный мир театра» с элементами театрализации Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие.

НОД по познавательному развитию «Магнит-фокусник» Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи: Опытным путем познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 14:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД