МААМ-картинки

НОД «Удивительное вещество — вода»

Ирина Федулова
НОД «Удивительное вещество — вода»

Вид занятия: занятие – экспериментирование

Тема: «Удивительное вещество – вода»

Основная образовательная область – познавательное развитие. Интеграция: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Образовательная цель: обобщить и закрепить знания детей о свойствах воды.

Задачи:

Обучающие: формировать навыки пользования элементарным лабораторным оборудованием, обогащать и активизировать словарь по теме, познакомить с понятием «пресс – конференция».

Публикация «НОД „Удивительное вещество — вода“» размещена в разделах

Развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности, детскую инициативу и самостоятельность, умение анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.

Социализация: учить детей взаимодействовать в парах, группах: общаться, обсуждать договариваться, находить общее решение, помогать другим.

Индивидуализация: учить детей высказывать своё мнение, выслушивать мнения других, считаться с мнением сверстников, самостоятельно делать выводы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование и пособия: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, компьютер, магнитная доска, презентация «Путешествие Лунтика».

Раздаточный материал для экспериментирования: стаканы, тарелки, ложки, кубики, шарики, стаканы с солью, сахарным песком, мукой, семечками, растительным маслом, гуашь.

Материал для оформления карточек: полоски и геометрические фигурки из цветной бумаги, клей, цветные карандаши.

Методы и приё мы:

Наглядные: показ презентации, рассматривание карточек – схем.

Словесные: беседа, художественное слово, пояснение, поощрение.

Практические: деятельность детей.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, зрительная гимнастика, создание благоприятного климата.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Эмоциональная настройка «Приветствие».

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнё тся:

«Доброе утро!»

Вводная беседа, проблемное рассуждение.

(дети стоят перед экраном, просмотр слайдов)

(Слайд) Однажды Лунтик гулял по лесу, на полянке он встретил Капельку, удивился и спросил : «Ты кто?» Капелька ответила: «Я – капелька воды».

- А что такое вода? – спросил Лунтик. Капелька очень удивилась, узнав, что Лунтик ничего не знает о воде.

- Вода – удивительное вещество! – сказала Капелька и предложила Лунтику обратиться за помощью к детям.

- Дети, а вы готовы помочь Капельке и рассказать Лунтику о воде? (да)

- Дети, а что вы знаете о воде? Где вы видели воду? (на реке, в луже, море, ручье)

- Дети, а где можно найти информацию о воде? (в библиотеке, сходить на экскурсию к реке, спросить у взрослых)

(слайд)

- Дети, а что такое лаборатория? (специальное помещение, комната, где проводят опыты, эксперименты).

(слайд)

- А кто работает в лаборатории? (лаборанты, учёные, исследователи).

- Дети, а какие правила нужно соблюдать в лаборатории? (не шуметь, не толкаться, аккуратно обращаться с приборами).

- Дети, а вы хотели бы оказаться в лаборатории? (да)

- Дети, я приглашаю вас в лабораторию.

Дети проходят за столы, Капелька и Лунтик находятся рядом с детьми.

2. Основная часть.

- Дети, вы помните, что сказала капелька Лунтику о воде? (вода – удивительное существо).

- Дети, какую задачу поставим в своей работе? (доказать Лунтику, что вода – удивительное вещество).

(Воспитатель располагает на доске карточку со знаком вопроса)

- Дети, справимся с этой задачей? (да, постараемся)

- Дети, что такое вода? (вода – это жидкость)

- Дети, как мы можем показать Лунтику, что вода – жидкость? (можно вылить воду из стакана в тарелку, перелить воду из одного стакана в другой).

Практическая деятельность детей. Опыт «Вода – жидкость»

Дети переливают воду из стакана в стакан или на тарелку.

- Что произошло с водой? (она разлилась, растеклась по тарелке, вылилась, перелилась в другой стакан).

- Почему? (вода жидкая)

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в ручье, реке, из крана. А поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.

(На магнитной доске появляется карточка – схема «Вода – жидкость)

- Дети, у меня есть кубик и шарик. Какой формы кубик? (квадратной) Какой формы шарик? (круглой).

- Как вы думаете, что произойдёт, если я положу их в стаканы? (ничего) (воспитатель кладёт кубик и шарик в стаканы)

- Если я положу их на тарелки? (ничего)

- Дети, изменили они свою форму? (нет, кубик остался кубиком, шарик – шариком, форма их не меняется).

- Дети, какую форму имеет вода? Как можно проверить? (налить воду в банки разной формы).

Практическая деятельность детей. Опыт «Вода не имеет форму»

Дети наливают воду в ёмкости разной формы, подводят итог: вода не имеет форму, она принимает форму того предмета, в который её наливают».

Проблемное рассуждение

- Дети, а какого цвета вода? Как можно проверить? (сравнить с цветными предметами).

- Как вы думаете, для чего на столе лежат цветные карандаши? (при помощи карандашей определим цвет воды)

Практическая деятельность. Опыт «Вода не имеет цвета».

Дети прикладывают карандаши к стаканчикам с водой, делают вывод: вода не имеет цвета.

- Дети, я предлагаю вам разделиться на группы и самостоятельно приготовить карточки – схемы. Одна группа оформит карточку – схему «Вода не имеет форму», другая группа – «Вода не имеет цвета».

Но сначала отдохнём.

Зрительная гимнастика. (воспитатель приглашает детей к себе)

Воспитатель держит капельку, произносит слова, показывая движения капельки, дети следят за капелькой.

Капелька – волшебница прыгает с тучки на тучку (движения влево)

С тучки на тучку (движения вправо)

Подул сильный ветер, полетела капелька вниз.

Ветер подхватил капельку, полетела она вверх.

Закружил ветер капельку (движения по кругу)

Ветер затих, опустилась капелька на землю.

Практическая деятельность Оформление карточек – схем,

Дети проходят к столам, на которых лежат тарелки с цветными полосками, геометрическими фигурками, клей, выполняют работу в группах, воспитатель помогает, подсказывает. Дети оформляют карточки – схемы, объясняют значение и выставляют их на доске.

- Дети, вода не имеет цвета, значит она какая? (бесцветная).

Воспитатель показывает карточку – схему

- Дети, как вы думаете, о каком свойстве воды говорит эта схема? (вода прозрачная). (Воспитатель располагает карточку на магнитной доске)

Проблемное рассуждение

- Дети, как вы думаете, почему так говорят: сахар и соль боятся воды? (они растворяются в воде).

- Дети, а теперь я предлагаю вам поработать в парах и исследовать взаимодействие воды с другими материалами.

Дети проходят к столам, перед каждой парой стоит стакан с водой, стакан с мукой или растительным маслом или с гуашью или с семечками.

Практическая часть. Дети проводят эксперимент, делают вывод: не все вещества могут растворяться в воде: мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Масло и семечки не растворяются, они плавают на поверхности. Гуашь растворилась, вода изменила цвет.

Вывод: не все вещества могут растворятся в воде.

(Воспитатель располагает карточку схему на доске)

- Дети, предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Капельки и тучки».

На полу лежат обручи – это тучки – домики, для двух капель. Дети – капельки. Звучит музыка. Дети – капельки двигаются по залу. Под медленную музыку надо кружиться, под быструю – легкий бег, под марш – шагать. Как только музыка остановиться, детям необходимо занять домик – тучку.

Проблемное рассуждение. Игра «Можно – нельзя».

(Дети садятся на стульчики)

Проводится в виде пресс – конференции.

– Дети, приглашаю вас принять участие в пресс – конференции. Пресс – конференция – это встреча, разговор с журналистами. Мы с Лунтиком будем журналистами, Капелька – секретарь, будет следить за ходом нашей встречи. Тема нашего разговора «Можно – нельзя». Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Пить чистую воду (можно)

Заходить одному в речку (нельзя)

Мыть руки с мылом (можно)

Пить из лужи (нельзя)

Поливать цветы (можно)

Оставлять кран с водой открытым? (нельзя)

- Дети, на нашей планете воды много или мало?

- Как нужно относиться к воде? (нужно беречь воду)

- Как в детском саду нужно беречь воду? (при умывании аккуратно пользоваться водой, не поливать её на пол, не оставлять включенным кран с водой)

3. Заключительная часть.

Итоговая беседа.

Воспитатель приглашает детей к магнитной доске, обращает внимание на карточки – схемы.

- Дети, давайте ещё раз расскажем Лунтику, что они обозначают.

Дети повторяют свойства воды: вода – жидкость, не имеет формы, цвета. Она бесцветная, прозрачная, вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде.

- Дети, как вы думаете, убедили мы Лунтика в том, что вода – удивительное вещество? (да)

(Воспитатель переворачивает карточку с вопросом, на другой стороне карточки – знак восклицания)

- Дети, Лунтик благодарит вас за помощь, он и Капелька предлагают оформить карточки – схемы в папку. Эту папку вы можете поместить в уголок природы в группе. Дети складывают карточки в файлы, оформляют их папку.

Рефлексия

- Дети, на обложке нашей папки я предлагаю наклеить капельки. Кому на занятии было интересно, наклейте голубую капельку, Если на занятии было трудно, что – то непонятно – наклейте фиолетовую капельку.

(дети наклеивают капельки).

Воспитатель благодарит детей.

Предполагаемый результат

- дети закрепят знания о свойствах воды;

- приобретут навыки положительного взаимодействия со сверстниками, смогут проявить свои индивидуальные качества;

- повысится интерес и желание к экспериментированию, познавательной деятельности.

Предполагаемые риски

- дети мало знакомы с экспериментальной деятельностью;

- возможные сбои в компьютерной технике.

Литература

1. Ардзинба Г. В. Опытно – экспериментальная деятельность детей в ДОУ / Ардзинба Г. В. // Детский сад. Всё для воспитателя. – 2012г. - № 8. – с 15 – 19.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О. А. Воронкевич / С Пб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012. – 496с.

3. Мартынова Е. А., Сучкова И,М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Издательство «Учитель», 2015 -335 с.

5. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности. Учебно - методическое пособие для педагогов ДОУ / Е. Е. Салмина. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014г – 32с.

6. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Публикации по теме:

«Ах, вода, вода, вода! Без тебя никак нельзя!» Фотоотчёт о неделе «Водная»«Ах, вода, вода, вода! Без тебя никак нельзя!» Фотоотчёт о неделе «Водная» Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам фото отчёт о прошедшей неделе "Водная". Этим летом мы в своём детском саду.

«Удивительное вещество — Вода» презентация к проекту Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительное вещество -Вода" Актуальность: Вода - это живительная сила, чудо природы и.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительное в камне» Цель: познакомить детей миром камне; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительное космическое путешествие на планету «Математика». Цель: закрепить с детьми разные виды счета: прямой, обратный, количественный порядковый, счет через 1, счет десятками; называть последующее.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Самое удивительное вещество на Земле — вода»Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Самое удивительное вещество на Земле — вода» Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Самое удивительное вещество на Земле - вода". Задача: систематизировать знания детей о.

Проект «Ох вода, вода, вода, не боимся мы тебя» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1. Полное название проекта: «ОХ вода,вода,вада- не боимся мы тебя». 2. Автор проекта: Романченко Ксения Ивановна.

Проект для разновозрастной группы «Вода, вода-кругом вода» Название проекта Вода, вода, кругом вода Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой Цель Расширение и углубление.

Проект «Удивительное рядом — вода и её секреты» «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Картотека опытов «Вода-самое удивительное вещество на земле» Дошколенок с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручье кораблики, плескался в речке или в море. Но.

Экологический проект «Вода, вода, кругом вода!» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Удивительное вещество — вода»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД