Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР «Составление описательного рассказа о домашних животных»

Татьяна Сырых
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР «Составление описательного рассказа о домашних животных»

Тема: «Составление описательного рассказа о домашних животных».

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, с опорой на план – схему.

Задачи. Формировать грамматически правильную речь. Упражнять в употреблении существительных в предложном и творительном падеже. Активизировать в речи детей словарь по теме «Домашние животные». Использовать в рассказе прилагательные, глаголы, наречия, характеризующие животного (особенности внешнего вида, повадки, среду обитания, детенышей, и т. д.).

Воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением звуков в речи.

Совершенствовать мыслительные процессы, развивать слуховое и зрительное внимание.

Создание на занятии доброжелательной обстановки, умения работать в коллективе.

Воспитание любви к животным.

Оборудование.

Демонстрационный: сюжетные картины с изображением животных: «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Кролики в клетке», «Корова и теленок», «Лошадь и жеребенок», «Овцы», «Свинья с поросятами», живая черепаха, морская свинка, аквариум с рыбками; план – схема для рассказывания, мяч, вывеска с надписью «Зоомагазин», пальчиковые игры: «Домашние животные», «Маша кашу наварила», мольберт, указка.

Раздаточный: фишки: красные и синии, монетки для покупателя.

Предварительная работа.

Занятия по обучению рассказыванию о предметах с опорой на план - схему по темам: овощи, фрукты, игрушки, одежда. Дидактические игры «Кто как кричит?», «Четвертый лишний», «Маленькие и большие», «Чей домик?», «Чей? Чья? Чьё?», «1,2,3…правильно скажи», «Сосчитай до 10».

Чтение рассказов о животных, наблюдение за черепахой, рыбками, морской свинкой в группе, рассматривание книг с иллюстрациями о животных: альбомы, атласы, энциклопедии, индивидуальные беседы с детьми о домашних питомцах, составление описательных рассказов, просмотр телепрограмм в рубрике «Живая природа», изо – деятельность.

Ход занятия. Орг. момент: «Домашние животные».

«Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой,

Значит, домашними все их зовут».

Логопед: - Дети, посмотрите, у нас в группе появилась вывеска. Кто сможет ее прочитать? («Зоомагазин») Что это слово означает? (ответы детей). У нас уже есть в группе: «Магазин», «Больница», «Дом» и «Парикмахерская»! Что же нам с ней делать? (ответы детей). Правильно, мы с вами можем поиграть в игру «Зоомагазин»! Хотите? Итак, сегодня у нас открывается «Зоомагазин»! Приглашаем вас, дорогие покупатели посетить его! Выбирайте для себя и для друзей: - черепашек, кроликов, рыбок, морских свинок, щенков и котят! (Дети проходят в центр группы и рассматривают животных на сюжетных картинах, а также живых: черепаху, рыбок в аквариуме).

Логопед:

- Дети, давайте решим, кто будет покупатель, а кто продавец. Возьмите по одному жетону: красный – продавец, синий – покупатель.

Скажите, как должен себя вести продавец с покупателем? (ответы детей). Каким должен быть рассказ продавца о животном? (ответы детей). Правильно! А, что нам поможет составить интересный рассказ? (ответы детей: план-схема).

Логопед выставляет на мольберт план-схему, и вместе с детьми последовательно называют пункты плана. Особое внимание уделяется второму пункту плана).

План - схема:

1. Название животного

2. Описание внешнего вида животного (части тела, цвет, величина, кличка и другие детали).

3. Где живёт животное, название его жилища.

4. Чем питается, детеныши.

5. Какую пользу приносит человеку.

6. Твоё отношение к этому животному.

Обсудив второй пункт плана, логопед приглашает детей на игру с мячом «Мой, моя, мои». В этой игре логопед задаёт детям вопросы по остальным пунктам плана – схемы: (3,4.5,6.)

Логопед бросает мяч детям и задает всем разные вопросы о домашних животных:

- Где живет лошадь? Чем она питается? Как зовут ее детенышей? Чем питается свинья? Где она живет? Что любит есть коза? Что полезного дает коза? Назови дом собаки? Где живут кролики? Чем они питаются? Для чего выращивают кроликов? Как ты думаешь, что хозяин думает о своих кроликах? Как он к ним относится?

После игры дети занимают свои места.

- Ребята, каждый покупатель должен смотреть на план – схему и задавать вопрос продавцу о животном. А продавец отвечает на эти вопросы. Слушайте внимательно детей – продавцов. Если кому-то из вас трудно будет ответить на вопрос покупателя, то это можете сделать вы: подсказать слово или фразу, дополнить рассказ своими примерами.

Педагог предлагает занять место продавца и покупателя. Ребёнок – продавец выбирает домашнего животного, о котором будет рассказывать. А ребенок – покупатель задает вопросы продавцу, ориентируясь на план-схему. (В течение всей игры логопед активизирует малоактивных детей).

Логопед подводит итог рассказу детей:

- Спасибо Артём, за рассказ о кроликах. Мы все, узнали о них много полезного и интересного, а Сереже нужно будет подготовить всё необходимое, прежде чем их купить.

Затем роль продавца и покупателя выполняют другие дети.

Физкульминутка. «Маша каши наварила».

«Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке).

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке).

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок).

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)»

Во время занятия, логопед активизирует речевую активность детей, предлагает высказать своё мнение о том, как продавец рассказывал покупателю о животном, что понравилось в его рассказе, о чём он рассказал очень интересно. Также дети могут высказать свои замечания и предложения. На занятии составляют рассказы 3 - 4 ребенка.

Заканчивая занятие - игру «Зоомагазин» логопед подводит итог:

- В какую игру мы с вами сегодня играли? Что вам понравилось? Как вы считаете, кто был лучшим продавцом? Почему ему это удалось? Вечером вы можете нарисовать того домашнего питомца, который вам нравится и которого вы хотели бы иметь у себя дома.

Публикации по теме:

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР «Составление описательного рассказа о домашних животных»
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 19:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Сценарий «Осенний день рождения в Простоквашино»
Сценарий «Осенний День рождения в Простоквашино» Вед: ( Выводит именинницу на середину зала) День рожденья — это славно! Это чудно и забавно —...
Консультация для педагогов. Организация работы по профилактике детского...
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание...
Консультация для родителей «Мир игры»
В педагогическом процессе игра имеет особое значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен. К. Д. Ушинский определил игру...