Лучший педагог года

Образовательная программа «Любимый город — Абаза»

Елена Шишигина
Образовательная программа «Любимый город — Абаза»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Любимый город - Абаза» разработана в соответствии с основной образовательной программой «МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» основанной на примерной основной образовательной программе дошкольного образования и примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикация «Образовательная программа „Любимый город — Абаза“» размещена в разделах

Нормативно-правовой основой программы являются :

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 41 от 27.08.2015г. ;

• Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 26.06.2013).

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, происходит процесс формирования социокультурного опыта, воспитания патриотических чувств и любви к Родине.

Понимание Родины у детей дошкольного возраста связано с конкретными представлениями о том, что рядом и близко – семья, дом, город, родной край. Ознакомление детей с историей города и той части России, в которой они проживают, ее самобытностью и неповторимостью, является одним из важнейших факторов патриотического воспитания.

Актуальность образовательной программы определяется значением формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях.

Образовательная область : социально коммуникативное развитие.

Основная цель программы – создание условий для формирования интереса, уважения и любви к своей Родине.

Задачи программы :

1. создать условия для ознакомления воспитанников старшего дошкольного возраста с историей города Абаза;

2. способствовать формированию нравственного отношения к природному и культурному наследию родного края;

3. обеспечить условия для воспитания интереса к жизни города и гордости за его достижения;

4. обогатить представления и ценности детей за счет взаимодействия с объектами природной и культурной среды;

5. формировать уважительное отношение к городу Абаза и его жителям.

Срок реализации программы : 3 года.

Образовательная программа разработана для детей 4-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Участники образовательной деятельности : дети, родители (законные представители, педагогические работники ДОУ.

Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.

Программа носит интегративный характер, включает интеграцию различных видов деятельности в соответствии с образовательными областями.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерство с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёт этнокультурной ситуации развития детей.

• обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора; проектная деятельность);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы необходимы следующие психолого-педагогические условия:

уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия ;

поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для их социальной адаптации.

1.3. Планируемые результаты реализации образовательной программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры см. в примерной основной образовательной программе дошкольного образования в подразделе 1.2. Планируемые результаты, стр. 15

Планируемые результаты в первый год реализации программы :

• проявляет активный интерес к объектам города Абаза;

• проявляет интерес к окружающему миру природы родного края;

• проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);

• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);

• имеет первичные представления о себе, семье, о городе, в котором он живет имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Планируемые результаты на второй год реализации программы :

• проявляет активный интерес к жизни города Абаза;

• имеет первичные представления об истории города;

• имеет первичные представления о символики города;

• проявляет интерес к окружающему миру природы родного края;

• проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);

• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);

• проявляет чувства уважения и любви к природному миру родного края;

• имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, о городе и крае в котором он живет;

• имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Планируемые результаты на третий год реализации программы :

• проявляет активный интерес к жизни города Абаза;

• проявляет чувство уважение к жителям города;

• имеет первичные представления об истории города;

• знаком с символикой города и ее значением;

• проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за достижения своего города;

• проявляет интерес к окружающему миру природы родного края;

• проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);

• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);

• проявляет чувства уважения и любви к природному миру и культурному наследию родного края;

• имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, о городе и крае, в котором он живет;

• соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником с целью оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего ее планирования в форме проведения итогового образовательного события – создание игровых ситуаций.

Результаты данной оценки могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) организации индивидуального подхода по созданию условий для развития у ребенка патриотических чувств (поддержка ребенка, построения его образовательной траектории);

2) оптимизации работы с группой детей по патриотическому воспитанию и направлению образовательной программы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Программа реализуется как часть основной образовательной программы МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» посредством проведения совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов с использованием следующих форм взаимодействия:

Двигательная деятельность

(создание условий для повышение активности) Игровая беседа с элементами движений, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, игра.

Игровая деятельность

(организация взаимодействия, рост инициативности) Игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, индивидуальная игра.

Познавательно-исследовательская деятельность

(проявление любознательности) Сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, экскурсия, создание коллекций, проектная деятельность, экспериментирование, проблемная ситуация.

Коммуникативная деятельность (выражение собственных мыслей) Чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, разучивание стихотворений,, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми.

Восприятие художественной литературы и фольклора

(создание ситуации личностного развития) Чтение, обсуждение, рассказ, беседа, игра (сюжетно-ролевая, театрализованная, инсценирование, викторина, ситуативный разговор с детьми, сочинение, проблемная ситуация.

Изобразительная деятельность

(условия для развития творческого воображения) Наблюдение, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, игровое упражнение, проблемная ситуация, обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др., создание коллекций, выставки детских работ, репродукций произведений живописи, проектная деятельность.

Музыкальная деятельность (создание условий для выражения себя) Слушание музыки, разучивание музыкальных игр и танцев, совместное пение, импровизация, беседа интегративного характера, совместное и индивидуальное музыкальное исполнение, концерт-импровизация, танец, музыкальная сюжетная игра

Конструирование из различного материала (умение работать совместно) Рассматривание эстетически привлекательных объектов, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, конструирование по образцу, по модели, по условиям, по теме, по замыслу, конструирование по простейшим чертежам и схемам.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (становление самостоятельности) Совместные действия, наблюдения, поручения, беседа, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, дежурство

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей и организуется в соответствии с тематическим планированием.

Тематическое планирование совместной деятельности

Раздел Цель Срок реализации

1-й этап Сентябрь

«Моя семья» Создание условия для воспитаний и проявления чувства уважения и любви к своей семье, ее членам, формирования представлений о составе членов своей семьи Сентябрь

«Мой дом» Обеспечение условия для формирования представления о значении дома в жизни человека Октябрь

«Мой детский сад» Создание условий для знакомства с детским садом, его сотрудниками, деятельностью, значением Ноябрь

«Улица, на которой я живу» Обеспечение условий для формирования понимания значения слова «улица», воспитание уважения к жителям, проживающим на ней Декабрь

Семейные традиции Формирование представления о семейных традициях Январь

«Мой город» Создание условий для ознакомления с городом Абаза, его названием Февраль

«Мир вокруг нас» Обеспечение условий для формирования первоначальных представлений о растительном мире г. Абаза Март

«Кто живет в лесу» Обеспечение условий для формирования первоначальных представлений о лесных обитателях г. Абаза Апрель

«Абаза-красавица» Создание условий для закрепления первоначальных представления о родном городе и формирование патриотических чувств Май

2-й этап «Я живу в Абазе» Создание условия для формирования первоначальных представлений себя как части города, гордости за его жителей, патриотических чувств Сентябрь

«Страницы истории города» Создание условий для ознакомления с историей появления города Абаза Октябрь

«Символы Абазы» Формирование первоначальных представлений о символах города Абазы и их значении Ноябрь

«История моей семьи» Обеспечение возможности знакомства с историей семьи и ее значением в жизни города Декабрь

Любимые праздники города Формирование представления о традиционных праздниках города Январь

«Достопримечательности города» Обеспечение условий для ознакомления с достопримечательностями города Февраль

«Мир вокруг нас» Продолжение формирования представлений о растительном мире города и его окрестностей Март

«Животный мир» Продолжение формирования представлений о лесных обитателях окрестностей города Апрель

«Мой любимый город» Создание условий для закрепления первоначальных представления о родном городе, воспитания чувства уважения, любви к городу, патриотизма Май

3-й этап «Город, в котором я живу» Создание условий для формирования умения выражать собственные мысли и отстаивать позицию, воспитание чувства уважения и любви к городу Сентябрь

«Абазинцы» Создание условий воспитания чувства уважения к жителям города и гордости за их достижения Октябрь

«Сказка о таежном художнике» Обеспечение условий для ознакомления с творчеством художников и мастеров города Ноябрь

«Спою и расскажу о городе любимом» Обеспечение условий для знакомства с творчеством писателей, поэтов и музыкантов города Декабрь

«Городские новости» Создание условий для знакомства с газетами города и работой редакции Январь

«Интересные места» Обеспечение условий для формирование представлений о значимых и интересных местах города, памятниках, достопримечательностях Февраль

«Абаза-часть Хакасии и России» Формирование представлений о том, что город Абаза являет частью республики Хакасия и входит в состав РФ, воспитание патриотических чувств Март

«Моя Хакасия» Создание условий для знакомства с особенностями и историей региона, в котором расположен город Абаза Апрель

«Моя Родина» Формированием патриотических чувств, гордости за свою малую родину и ее достижения, воспитание чувства любви и уважения к ней, желания ее защищать и принимать участие в ее будущем Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Процесс реализации программы строится с учетом индивидуальных, возрастных особенностей и закономерностей психологического развития ребенка в периоде дошкольного детства.

В основе проектирования образовательной траектории лежит тематическое планирование с учетом интеграции образовательных областей, основная цель которого – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, и видов детской деятельности.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

При реализации данной программы уделяется внимание и развивающей предметно-пространственной среде, которая организуется как культурное пространство с учетом региональных особенностей и патриотического воспитания (изделия народного искусства, портреты великих людей, предметы регионального направления, символы государственности, фотографии города, его достопримечательностей и т. д.).

Педагогический процесс реализации данной программы включает в себя следующие виды деятельности детей: непрерывная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей.

3.1. Система взаимодействия педагогических работников в процессе реализации программы

Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Учитель-логопед

Ситуативные беседы, игровая деятельность, образовательные ситуации, экскурсии, развивающие мероприятия, проектная и исследовательская деятельность Ситуативные беседы, культурно-досуговые мероприятия, игровая деятельность, игра на народных хакасских инструментах, участие в концертных программах города, проектная деятельность Спортивные мероприятия, подвижные и народные хакасские игры, экскурсия в спортивную школу, эстафеты ко Дню защитника Отечества, ситуативные беседы, проектная деятельность Образовательные ситуации, развивающие игры, игровая деятельность, социализация Экскурсия в детскую библиотеку, чтение художественной литературы (выразительное чтение стихотворений об Абазе)

Правильное планирование и взаимодействие педагогов обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. Данная модель взаимодействия в дошкольном учреждении способствует созданию условий для комфортного и благоприятного развития детей.

3.2. Система взаимодействия с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Взаимодействие с семьями воспитанников организуется с использованием следующих видов совместной деятельности:

• семейные проекты

• совместная творческая деятельность родителей и детей

• совместные мероприятия

• помощь в организации и проведении экскурсий

• оформление выставок

• создание журналов, газет, фотоальбомов и т. д.

• консультация о важности патриотического воспитания детей

• мастер-классы

• день открытых дверей

• день самоуправления.

3.4. Культурно-досуговая деятельность

В рамках реализации образовательной программы запланированы культурно-досуговые мероприятия:

Мероприятие Срок

«День рождение города Абаза» Сентябрь

«Праздник урожая» Октябрь

«День матери» Ноябрь

«День рождение детского сада» Декабрь

«Рождественские посиделки» Январь

«День защитника Отечества» Февраль

«Международный женский день» Март

«День земли» Апрель

«День Победы» Май

Публикации по теме:

Презентация «Мой любимый город — город Дятьково» Дятьково На западе России в Брянской области на склонах Смоленско-Московской возвышенности расположился город Дятьково. Известно поселение.

Презентация к лексической теме «Город. Мой любимый город — Мытищи» ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ГОРОД" Мой любимый город - Мытищи. Одна из лексических тем, с которой мы знакомим детей ещё в дошкольном.

Проект «Любимый город» Проект «Любимый город» (подготовительная группа) Аннотация к проекту Тип проекта по срокам реализации: краткосрочный. Срок реализации.

Проект «Мой любимый город» Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Продолжительность проекта: длительный на учебный год. Участники проекта: воспитанники.

Проект «Мой любимый город Алейск»Проект «Мой любимый город Алейск» Дети- это наше будущее, а значит- будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны слова: страна,.

Проект «Мой любимый город Щёлково» Проект «Мой любимый город Щёлково» Старшая группа ЩЁЛКОВО-2017 Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект «Мой любимый город — Тавда»Проект «Мой любимый город — Тавда» «Наш родной тавдинский край люби и знай» Тип проекта: познавательный, информационно- творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Программа и сборник методических рекомендаций на тему «Наш любимый город — Саранск» Программа «Наш любимый город – Саранск» (для детей 5-8 лет) Разработчик: Казейкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад.

Сценарий «Любимый город» Ход праздника Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Что такое Родина? Это запах хлеба! (можно дать ребёнку подгот.

Фотозарисовка «Знакомство с первоцветами родного края, Республика Хакасия, город Абаза»Фотозарисовка «Знакомство с первоцветами родного края, Республика Хакасия, город Абаза» В природе всё закономерно: кончается зима, и вот, к нам сама, быстрыми шагами, шагает красавица - ВЕСНА, и под её тёплыми ногами тают, тают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа «Любимый город — Абаза»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 05:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД