Получи документы

Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей «Умный родитель»

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей «Умный родитель»

Поступление в школу - это основной этап в жизни ребенка. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1 класс, надеется, что он будет учиться успешно. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе. Родители, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления негативного поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности помогают ребенку стать успешнее. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

Публикация «Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей „Умный родитель“» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

По мнению Бережновой О. В., проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе.

Актуальность проблемы, очевидна, так как исследования показывают, что более половины опрошенных отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание. Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем. Мы как образовательное учреждение, в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Для решения данной проблемы на базе МБДОУ Детского сада № 14 «Ивушка» разработана образовательная программа психолого – педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников «Умный родитель», которая осуществляет работу в рамках клуба «Родительская академия». Участниками программы стали педагог – психолог, педагоги, родители и дети подготовительной к школе группы нашего ДОУ.

Цель данной программы : профилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Познакомить родителей с основными понятиями «готовность к обучению в школе», «кризис семи лет», «адаптация к школе».

2. Помочь родителям увидеть свои неэффективные способы общения и взаимодействия с детьми.

3. Сформировать у родителей новые эффективные способы общения с детьми.

4. Формировать психолого – педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе в условиях семейного воспитания.

5. Систематизировать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.

6. Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.

Основной метод нашей работы - интеграционный, а именно формирование целостности содержания образования за счет установления внутри - и междисциплинарных связей.

Образование взрослых имеет свои особенности, которые постарались учесть. В программе важно, что в андрагогической модели обучения взрослых ведущая роль в организации процесса обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. Основные формы занятий в рамках этого подхода: эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т. д.

Составляя программу, учитывала, что готовность взрослых обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем. Программа в этом случае, должна быть построена на основе их возможного применения в жизни. В образовании взрослого основной акцент делается не на передаче ему некоего знания, умения, навыков, а прежде всего на развитии с их помощью личности обучающегося.

В 1970 г. М. Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

• взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

• он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

• взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

• взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

• процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

• процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Программа включает :

1. Диагностику семейных отношений и взаимоотношения с ребенком, через понимание родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, повышая эффективность взаимоотношений между ребёнком и родителями.

2. Знакомство с критериями психологической готовности ребенка к школе.

3. Повышение психологической компетентности родителей.

4. Реорганизацию арсенала методов и средств гармоничного общения с ребенком.

5. Психологическую коррекцию страхов и проблем родителей.

6. Диагностику родителей на готовность к учебе их детей в школе.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из III этапов:

I этап - подготовительный.

Цель: определить и систематизировать запрос родителей на тематику и виды информирования.

На этом этапе проводилось:

• Анкетирование родителей (Приложение 1).

Здесь стояла цель выяснить, с какими проблемами сталкиваются родители при подготовке детей к школе, а так же в какой форме предоставлять родителям интересующую их информацию.

Анкета состоит из 8 вопросов, где родителям предлагается обвести предложенный вариант ответа или дописать свой.

В течение недели, в вечерний отрезок времени, когда родители забирают детей домой, воспитатель группы предлагала им заполнить анкету.

• Диагностика родителей по методике «Готовность родителей к обучению детей» «ГРОД» (Автор Хоменко И. А., приложение 2).

Цель методики (ГРОД) : выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители, развить мотивацию родителей на самопознание и самообучение в процессе подготовки их детей к школе.

Сам опрос состоит из 50 вопросов, которые разделены на несколько позиций готовности родителей :

1) Психологическая готовность – 10 вопросов.

2) Педагогическая готовность – 20 вопросов.

3) Социально-юридическая готовность – 10 вопросов.

4) Материальная готовность родителей – 10 вопросов.

В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и является критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:

Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).

Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).

Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности).

Контент-анализ для определения тематики информирования, на основе запроса родителей определяется наиболее удобные формы информирования.

II этап – основной.

Цель данного этапа является профилактика дисгармоничных отношений в семье и формирование навыков сотрудничества взрослого и ребенка через подготовку к обучению в школе.

Включает в себя как теоретические, так и практические формы работы с родителями : тренинговые занятия, буклеты, анкетирование т. д.

Работа по программе проходит в форме тренинга и предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы.

Тренинг рассчитан на 7 встреч продолжительностью 1-1,5 часа каждая с очередностью 1 раз в месяц. Первые 3 встречи проводятся для родителей, последующие 4 встречи - совместны с родителями и детьми. Условно программа тренинга разбита на 2 блока. Первый блок направлен на осознание родителями своей воспитательной стратегии, формирование эффективных способов общения с детьми и повышение грамотности родителей в области психологии детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Второй блок направлен на гармонизацию отношений между родителями и детьми, формирование эффективных способов взаимодействия. При необходимости данные блоки можно использовать отдельно друг от друга в зависимости от поставленных задач.

. Структура занятий:

1. Разминка – включает в себя упражнения на знакомство, а так же энергоповышающие упражнения, снижающие эмоциональное напряжение участников и настраивающие их на дальнейшую совместную работу.

2. Основная часть – включает в себя лекционный материал, а так же игры и упражнения на получение и закрепление нового опыта.

3. Заключение – включает в себя игры и упражнения на сближение, а так же рефлексию полученного опыта.

III этап - заключительный

Цель: анализ проведенной работы.

На третьем этапе проводится повторная диагностика родителей, позволяющая определить эффективность проведённой работы. Повторная диагностика проводится по методике ГРОД, с целью выявления изменений в уровне готовности родителей к школьному обучению ребенка.

Программу ведёт педагог-психолог дошкольного учреждения.

Данная программа не имеет противопоказаний и ограничений в ее освоении.

Формы работы:

1. Беседы и дискуссии за круглым столом.

2. Информационно-просветительская газета.

3. Анкетирование.

4. Обсуждение педагогических ситуаций.

5. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

6. Практические советы и рекомендации.

7. Тренинги.

Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие, при котором родители личностно, интеллектуально и социально активны и инициативны, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу поднимаемых вопросов, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации. В нашем случае - как сформировать у своего ребенка психологическую готовность к обучению в школе.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Автор публикации:
Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей «Умный родитель»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 11:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД