Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)

Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: 4-5 лет

Тема: «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)

Основные цели:

1) формирование представления о числе и цифре 5, умения считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в сказку“ (Число и цифра 5)» размещена в разделах

2) закрепление счетных умений, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, пространственных отношений «справа» - «слева»;

3) формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) тренировка мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения; развитие памяти, речи, логического мышления, внимания, воображение; формирование опыта самоконтроля;

5)воспитание чувства радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается.

Дидактические материалы:

Демонстрационные: письмо, презентация, речка (ткань голубого цвета).

Раздаточные: карточки с изображением разного количества предметов, пирожки и тарелочки (по 5 на каждого ребёнка, цифры 1,2,3,4,5,6,7 (цифра 5 - на каждого ребёнка, корзинки (листки бумаги с изображёнными на них цифрами 3,4,5 на каждого ребёнка, яблоки (кружочки красного цвета, камушки (кружочки серого цвета)

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на формирование представлений о числе и цифре 5. Дети путешествуют по сказке (за основу взята русская народная сказка «Гуси – лебеди», выполняют задания, в ходе которых открывают новое знание.

Прослеживается интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Все цели реализуются через игровые ситуации.

Занятие включает развивающие задания с применением разнообразного наглядного материала, позволяющего сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Ход образовательной ситуации:

Введение в игровую ситуацию

Цель: создание мотивации к игровой деятельности.

Требования:

ситуация включающая детей в игровую деятельность;

обращение к личному опыту детей;

• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую деятельность.

Дети стоят около воспитателя.

-Ребята, вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку. (Красная Шапочка, Золушка, Гуси - лебеди и т. д.)

Стук в дверь.

- Я сейчас посмотрю, кто это (выходит за дверь и возвращается с письмом.)

- Это письмо. Интересно, от кого оно? Читает письмо.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша, у меня Баба-Яга братца Иванушку похитила, а помогли ей в этом птицы. Пожалуйста, помогите мне его найти».

-Какие же птицы могли похитить братца Иванушку? (гуси-лебеди)

-Из какой же сказки эта девочка? («Гуси – лебеди»)

-Ребята, вы хотите помочь Маше? (Да, (Хотим)

Как ей помочь? (Надо попасть в сказку, найти брата.)

-А вы сможете помочь? (Да, сможем)

-Почему вы так думаете? (Мы смелые, (Мы справимся, (Надо помочь Маше)

Что нужно для того чтобы помочь? (Много знать, (Попасть в сказку)

-Как же нам попасть в сказку? (с помощью волшебной палочки, с помощью волшебства, надо сказать заклинание)

2. Актуализация.

Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Дидактическая игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление знания о числе 4, умения считать в пределах 4.

- Правильно, ребята, в сказку можно попасть с помощью заклинания, но оно сработает, если мы правильно выберем волшебные карточки, которые нам нужно найти среди других.

Дети подходят к столу. На нем лежат карточки с разным количеством изображённых предметов.

-Волшебные карточки только те, на которых нарисовано 4 предмета. Прошу вас выбирайте нужные карточки.

Если карточка выбрана правильно, то педагог просит сказать, сколько нарисовано предметов на ней.

-Молодцы! Все выбрали верные карточки.

-Попробуем произнести заклинание. Повторяйте за мной: ««Один, два, три, четыре, повернись, в волшебном лесу очутись»

-Вот мы и в сказочном лесу. Слайд 2

-Прогуляемся по нему!

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

3. Затруднение

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

• создание ситуации затруднения;

• фиксация в речи причины затруднения.

Слайд 3 – Что это, ребята? (Печка)

-Может печка нам подскажет, куда гуси унесли Иванушку? Давайте спросим.

Дети задают вопрос печке: Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: «Разложите пирожки по тарелочкам, тогда скажу».

- Поможем печке? (да)

Дети проходят за столы, на которых лежат 4 тарелки (круга) и 4 пирожка на каждого.

-Положите перед собой тарелки. Сколько их? (4)

-Посчитайте сколько пирожков. (4)

-Разложите пирожки на тарелки. Как вы это сделали? (один пирог на одну тарелку положили)

-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (тарелок и пирожков поровну, их столько же)

Печка: «Какие молодцы! А у меня ещё пирожки поспели».

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку ещё по одному пирожку.

-Сколько же стало пирожков, ребята? Возникает затруднение.

-Вы смогли сосчитать пирожки? (нет, не смогли)

-Почему? (не знаем, как считать)

4. Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

• фиксация нового знания в речи и знаково;

• создание ситуации успеха.

- Ребята, что делать? Как узнать количество пирожков? (надо узнать, как дальше считать)

-Вы знаете, какое число следует за числом 4? (нет)

-Что нужно делать, если чего- то не знаешь? (где-то посмотреть, спросить у взрослого)

- При счёте после 4 идёт 5. Посчитаем до 5: один, два и т. д.

-Как получили пять пирожков? (сначала было 4 пирожка, а потом добавили ещё один, получилось 5)

Ребята, скажите, теперь пирожков и тарелок поровну? (нет, пирожков больше)

-Как быть? (съесть один пирог, положить ещё одну тарелку)

-Положите, пожалуйста, ещё одну тарелку.

-Посчитайте, сколько пирожков (5)

-Сколько тарелок (5)

-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (их стало поровну)

- Выберите нужную цифру.

Дети подходят к столу.

На столе лежат цифры : 1, 2, 3, 4, 6,7. Пять по количеству детей.

Дети затрудняются в выборе цифры.

-Почему вы не смогли найти нужную цифру? (мы её не знаем)

-Что делать? (спросить у вас)

-Ребята, число 5 обозначается цифрой 5 – показ. Слайд 4

-На что похожа цифра 5? (варианты детей)

-Посмотрите, на что она похожа. Слайд 5

-Найдите среди цифр цифру 5 Покажите её.

(Дети подходят к столу берут цифру 5, показывают)

Печка: «Молодцы, ребята! Гуси-лебеди пролетели справа от меня».

-Спасибо, печка! В какую же нам сторону идти дальше, ребята? (вправо)

-Идём дальше!

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

5. Включение нового в систему знаний.

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

• соответствие используемых игр цели занятия;

• индивидуальные затруднения в играх;

ситуация успеха в совместной деятельности.

Слайд 6

-Ребята, что это за дерево? (Яблоня, яблонька)

- Спросим, куда нам идти. (Да)

- Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: «Разложите мои яблочки по корзинкам, тогда скажу».

-Поможем яблоньке, ребята (Да, поможем).

Дидактическая игра «Разложи яблоки»

Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов.

Дети садятся за столы. На столах на каждого ребёнка лежат три листка бумаги (корзинки) с цифрами : 3, 4, 5 и яблоки.

-Ребята, перед вами корзинки. Сколько их? (три)

-Посмотрите, на каждой из них есть цифра.

-Какие цифры изображены на корзинках? (три, четыре, пять)

-Правильно, молодцы!

-Положите в каждую корзину столько яблок, какая цифра изображена на ней.

-Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой (4) (четыре)

- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(3) (три)

- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(5) (пять)

Яблоня: «Молодцы, ребята, помогли мне спасибо. Гуси-лебеди пролетели слева от меня».

-Скажем яблоньке спасибо (спасибо)

-В какую сторону нам надо идти? (в левую)

-Тогда в путь.

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

На полу лежит широкая ткань голубого цвета (речка, на ней серые камушки (кружки)

Дети подходят к речке.

-Ребята, как вы думаете, что это? (ручей, река)

-Это молочная река - кисельные берега.

-Речка, Речка, куда полетели гуси-лебеди?

Речка: «Упали в меня камушки, мешают молоку течь, выньте их, выложите цифру, которую сегодня узнали, тогда скажу, куда гуси полетели»

-Надо и речке помочь, как вы считаете? (да, поможем)

(Дети берут из реки камушки (кружочки)

Дидактическая игра «Выложи цифру»

Цель: закрепление образа цифры 5»

-Выложите из камушков (кружочков) цифру пять.

Речка: «Спасибо вам, ребята, гуси-лебеди полетели прямо, они унесли мальчика к избушке Бабы-Яги. Здесь совсем близко.

-Спасибо тебе, речка!

Слайд 7

-Я вижу, вдали виднеется избушка. Смотрите, Баба-Яга стоит, а рядом Иванушка играет.

Как вы думаете, как нам мальчика спасти? (увести потихоньку, украсть, отнять, попросить отпустить)

-Ребята, я предлагаю воспользоваться волшебными словами, ведь мы с вами вежливые? (да)

Дети: «Здравствуйте, бабушка Яга, отпустите Иванушку, пожалуйста!»

Баба-Яга: «Здравствуйте, со мной ещё никто так вежливо не разговаривал, спасибо, порадовали бабушку. Вы молодцы! На пути ко мне все преграды преодолели, правильно выполнили все задания. Так и быть отпущу Ванюшку. Гуси-лебеди его отнесут назад домой.

-Спасибо, Баба-Яга, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Скажем бабушке до свидания. (До свидания)

-Вспомните, как мы попали в сказку? (говорили заклинание)

-Произнесём его вновь и окажемся опять в детском саду, вот только считать уже будем не до 4, а до 5.

Произносят заклинание: «1, 2, 3, 4, 5, повернись, в детском саду очутись!»

6. Осмысление.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

•организация анализа детской цели;

•фиксирование детьми достижения «детской цели»

•фиксация нового знания в речи;

•определение выполнения взрослой цели

•создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.

Дети стоят около воспитателя.

-Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие в сказку? (Да, понравилось)

-В какой сказке мы сегодня побывали? (Гуси – лебеди)

-Зачем мы туда отправились? (Помочь Маше, спасти братца Иванушку)

-Вы смогли помочь Маше? (Да, смогли)

-Почему вы смогли ей помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)

-Кому ещё вы помогли? (печке, яблоньке, речке)

- Что нового вы узнали, когда помогали печке? (научились считать до пяти, узнали цифру 5)

- Вы меня сегодня порадовали, тем, что были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!

Комментарии к сценарию:

Используемая литература: русская народная сказка «Гуси-лебеди», практический курс математике для дошкольников «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3» Цель: обобщить математические представления детей и расширить представления о числе 3 и цифре 3. Задачи:учить соотносить число 3 с количеством.

Цифра и число (счет до 5)Цифра и число (счет до 5) Здравствуйте, дорогие гости моего блога! Сегодня хочу поделиться рамками, которые изготовила для запоминания малышами числа и соответствующей.

Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 4» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 4» для детей среднего дошкольного возраста Цель:Знакомить детей с образованием числа три и цифрой четыре. Правильно соотносить числительные с предметами. Учить называть числительные.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «2»; Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«2»,знаков «+»,«=»;закрепление.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «4»; Задачи: обучающие: обучать написанию цифры«4»;закрепление знаний детей о четырехугольниках;.

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «Число и цифра 0» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «0» Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; закрепление навыков написания цифры«0» ; закрепление.

Конспект по математике в подготовительной группе «Число 6 и цифра 6» Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число 6 и цифра 6. Цель: Создать условие для Закрепления порядкового и количественного.

Конспект занятия в старшей группе «Число и цифра 3» Тема занятия: «Число и цифра 3» (Использование ППРС в непосредственно - образовательной деятельности.) Задачи: Формирование знаний о числе.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)
Опубликовано: 31 марта 2020 в 09:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД