Обучение грамоте для подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Звук [Н] и буква «Н»

Алена Грищук
Обучение грамоте для подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Звук [Н] и буква «Н»

Тема: «Звуки (Н – НЬ) и буква Н»

Цель: Знакомить с буквой Н н, звуками (н –нь).

Задачи:

Уточнить артикуляцию звуков (н – нь)

- закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных и согласных букв.

- развивать логическое мышление, при выполнении заданий.

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схемы слов, звёздочки 5 шт, «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка пеналы с цветными квадратиками, тетради для выполнения заданий, ручка, солнышко и тучка для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята,, давайте поприветствуем друг друга. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы!

Психогимнастика

(дети держатся ладошками друг к другу)

Давайте поприветствуем друг друга:

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Будем чётко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

- Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что тоже хочет пойти с вами в школу, но многого не знает и не умеет. Вы хотите помочь Незнайке?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроках в школе, мы с вами научим его правильно дышать.

Вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

- В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы вновь отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков и букв: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, и будь внимательным»

«Гласные и согласные»

Незнайка интересуется, что изображено на доске?

(буквы)

Давайте их назовём.

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? (гласные)

Почему они называются гласными? (они произносятся с голосом и не встречают преграды, их можно пропевать.)

Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

М - Какая это буква? (согласная)

Почему она называется согласной? (когда произносим согласные звуки, то встречается преграда)

Каким цветом обозначаем согласные звуки? (синим и зелёным)

Синим цветом – твёрдые согласные

Зелёным цветом – мягкие согласные

Незнайка принёс для вас задания, он с ними никак не мог справиться, поможем ему?

За каждое правильно выполненное задание будем прикреплять звезду.

1 задание «Отгадайте загадки»

Для хозяек с давних пор,

Он — особенный прибор.

Почему на кухне скрежет?

Это он морковку режет. (Нож)

И длинные и тонкие

И смотаны в клубок,

Сбежали от котенка

В укромный уголок. (Нитки)

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами,дети:

Можем больно наказать! (Ножницы)

(Звезда)

2 задание «Разделить слова слоги»

Какое правило мы знаем?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Произнесём слово - НОЖ, пропевая, гласный звук

Произнесём слово с хлопками - НОЖ, сколько раз хлопнули в ладоши – 1 раз.

Сколько в слове гласных? (1)

Сколько слогов в слове НОЖ? – 1 слог.

Найдите схему данного слова.

Нитка – 2 слога. (схема)

Ножницы – 3 слога. (схема)

(Звезда)

Физминутка под музыку.

В словах: НОЖ, НИТКА, НОЖНИЦЫ

Какой звук слышен в начале каждого слова? (н)

Давайте определим в слове нож, как произносится первый звук? (твёрдо) Обозначим его синим цветом

В слове нитка – (мягко) Обозначим его зелёным цветом

В слове ножницы (твёрдо) Обозначим его синим цветом.

Давайте произнесём звук (Н)

(Язык находится за верхними зубами)

Произнесём звук (нь)

(Язык находится за нижними зубами)

Дадим характеристику звуков (н – нь)

Согласные, так как при произнесении встречают преграду.

Могут быть твёрдыми и мягкими.

3 задание от Незнайки «Игра твёрдый – мягкий»

Определите, с какого звука начинается слово.

Если с твёрдого – поднимаете синий квадратик

Если с мягкого – зелёный квадратик.

(нота, няня, нора, нос, небо, номер, незабудка)

(Звезда)

Оба звука (н – нь) обозначаются одной буквой - Н (эн)

4 Следующее задание от Незнайки, с которым он не мог справиться прочитать слоги, а мы с вами попробуем?

1.Все вместе: (НА, НО, НУ, НИ, НЫ, НЭ)

2. Стоя все вместе

3. Прочитаем по цепочке, по рядам (кто прочитал, присаживается на место).

(Звезда)

Посмотрите на букву (Н) и скажите на что она похоже? (на кровать).

Сколько элементов в букве? (3)

Давайте попробуем в воздухе написать букву (Н)

Пальчиковая гимнастика:

Для правильного написания выполним упражнение «Скакалочка»

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

5 задание «Написать на листе печатную букву Н»

Кто изображён на картинке?

(Носорог)

Ваша задача раскрасить букву Н (синим или зелёным цветом)

Как вы думаете каким цветом нужно раскрасить букву? (синим, так как в слове Носорог первый звук Н твёрдый.

Проверили посадку, правильно взяли ручку, выполняем задание.

(Звезда)

Игра на внимание «Какая буква спряталась»

(А, О, М, И, Э, Ы, У, Н)

Д\и «Замаскированные буквы»

Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка учился писать и соединять буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились?

Итог занятия:

Вот мы и выполнили все задания, с которыми не мог справиться Незнайка.

Я думаю, он многому сегодня научился благодаря вам.

С какой буквой мы сегодня познакомились? (Н)

С какими звуками (Н – НЬ)

Рефлексия:

А сейчас оцените свою работу, поднимите солнышко, если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, тучку если иногда ошибались.

Хочу поблагодарить вас всех за активность и внимание, а особенно отметить за работу, за правильное выполнение задание, 5 детей и вручить им звёздочки.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Обучение грамоте для подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Звук [Н] и буква «Н»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 05:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки