Вера Прошунина
Обучение грамоте в старшей группе «Такие разные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте в старшей группе «Такие разные звуки»
.
Цели:
Показать детям, как рождается звук и какими свойствами он обладает. (Звучит только то, что дрожит и колышется). Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: воздуху, металлу. Звук-это волна невидимая, но слышимая.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Обучение грамоте в старшей группе „Такие разные звуки“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, анализировать схемы предложений; определять количество слогов в слове. Развивать умение изменять интонацию в зависимости от вида предложения.
Развивающие : способствовать развитию логического мышление, научиться замечать соответствие.
Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, интерес к занятию, любознательность, упражнять во взаимопроверке.
Материал: колокольчик, бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, музыкальные инструменты, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).
Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, работа с шумовыми инструментами, изготовленными своими руками (пластиковые бутылки, наполненные различной крупой, беседа о музыкальных инструментах (ударнных) тарелки, бубен, барабан.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Сюрпризный момент
Воспитатель:
- Ребята, к нам на занятие пришел необычный музыкальный инструмент. Он рассказал мне много интересного, открыл свои секреты и попросил с вами поделиться.
Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон.
Правильно это колокольчик.
Дети какими бывают колокольчики? (маленькие –музыкальные, а ещё бывают колокола большие – в церкви, где специально обученные люди-звонари выводят мелодию колокольного перезвона)
Мир, который окружает нас, всегда полон необыкновенных звуков. И я расскажу вам много интересного о том, откуда они берутся.
II. Основная часть
1. - У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).
2. - Поднесите ко рту султанчики (султанчики, изготовлены из дождика) и подуйте на них. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).
3. - А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).
4. – Какая песенка комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?
5. - Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.
- Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.
- Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?
- В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.
- Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.
6. - Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса. - Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.
7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.
- Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.
8. - Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? /ухом /. Сколько у нас ушей? Какие они (правое и левое)
9 - Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.
- Давайте повторим второй секрет. Звук - это волна, невидимая, но слышимая.
Игра "Какие звуки?" у комара, пчелы, шмеля,, змеи, жабы.
- Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. - Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея - хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Жаба квакает, надувая свое горло - "мешок". Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить - банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.
Проблемная ситуация
- Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.
- Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.
А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У - Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?
Поиграй со мной!
В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерё дно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос).
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, липа, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).
«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова : (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т. п., а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, корабль, мальчик. И т. п.)
Игра «Слогомяч».
Цель; развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.
Игровой материал и наглядные пособия : мяч.
Описание : один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова»-получится корова, к «ли» добавить «са»- получается «лиса» .Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги и произносить их так, как они пишутся: ко-ро-ва, а не ка-ро-ва.
Игра «Слушай хлопок!»
Цель : развивать активное внимание. Описание: дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши, они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки-в стороны, на два хлопка –поза «лягушки», на три хлопка- возобновить ходьбу.
III. Заключительная часть
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?
Звучит только то, что дрожит.
Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.
Звук - это волна, невидимая, но слышимая.
Дети, что вам больше всего понравилось? Что расскажите родителям? О чём вы хотели бы узнать?