МААМ-картинки

ОДД по ознакомлению с окружающим миром «Культура и быт коренных народов Камчатки»

ПОЗДНЯКОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
ОДД по ознакомлению с окружающим миром «Культура и быт коренных народов Камчатки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема: " Культура и быт коренных народов Камчатки"

Задачи: закреплять знания детей о родном крае, полуострове Камчатка, о его расположении, названии народностей,о традициях и быте Камчадалов, обогащать словарь детей; воспитывать патриотическое отношение к своей малой Родине.

Ход занятия: В: -Ребята послушайте стихотворение которое я вам прочту:

Если сверху смотреть на Камчатку- глыбу,

Можно увидеть гигантскую рыбу,

Публикация «ОДД по ознакомлению с окружающим миром „Культура и быт коренных народов Камчатки“» размещена в разделах

С хвостом, головою и плавниками

Которую как известно едят руками!

А может быть это шлюпка большая

Прибитая штормом к пустынному краю?

А может сосулька свисает уныло

С промерзшего носа земли остылой.

В:- О чем идет речь в этом стихотворении?

-А как называется наш полуостров? Если посмотреть на карту нашей Родины, то можно увидеть что Камчатка похожа на большую рыбину, которую повесили за хвост.

Сегодня мы будем говорить о коренных жителях камчатки, это те люди которые населяли полуостров много лет назад.

В6: Кто из вас может назвать эти народы?

Правильно, это Коряки, Ительмены Эвены, Чукчи. Чукчи и коряки Камчатки приветствуют друг друга при встрече словами: «АМТО» и «МЭЙ», что по русские означает здравствуй и привет.

Сегодня я расскажу вам о культуре и быте коренных народов в отдельности.

КОРЯКИ- основное население севера Камчатки. Раньше они имели свою автономию- Корякский Автономный округ, а теперь входят в состав Камчатского края. Название народа произошло от «ХОРА» - «олень». Кочевники издавна пасшие в тундре оленей называли себя «чавчувенами». С незапамятных времен пасли они северных оленей, ловили рыбу, охотились на зверей пушных и морских. И складывали об этом легенды и сказки.

Корякию по другому называют страной оленей, т. к. главное их богатство- огромные стада оленей.

У коряков хорошо развиты домашние промыслы: резьба по дереву и кости, плетение и обработка металлов.

Одни коряки обитали на берегах Охотского и Берингова морей. Их называли береговыми или нымынланами. Нымынламы кормились морем- охотились на китов, моржей и нерп, ловили рыбу. Жили они большими семьями, зимой в полуземлянках,а летом в шалашах.

В море выходили на байдарках обтянутых шкурами. В нерпу и кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали стрелами с каменным наконечником.

Другие коряки кочевали по тундре. Они пасли стада оленей и охотились на пушных зверей. Их называли чувчувенами. Основной их едой была оленина, всю одежду и обувь они шили из оленьих шкур. Кухлянка на корякском языке звучит как-ИТ-ЭН, торбаса-ПЛЭКУ, малахай-ПЭНКЭН.

В: Ребята вы знаете что такое торбаса, малахай и кухлянка?

Оленьи шкуры не считались ценным сырьем. В суровых условиях Крайнего Севере это был наиболее доступный материал, спасавший от жестоких морозов. Выделкой шкур и пушнины занимались женщины и девушки. На мужчинах лежали заботы по добыванию пищи, а женщины должны были одеть своих кормильцев, чтобы им было тепло в лесу и на реке.

ЭВЕНЫ- Кочевали по Охотскому побережью и занимались оленеводством. Русские пришедшие на Камчатку называли их ламутами- «люди живущие возле моря», а пастухов –АРОЧАМИ-«оленными людьми». Кроме оленеводства Эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Национальные эвенские костюмы и украшения необыкновенно красивы. Они украшены золотисто-рыжим мехом и бело-голубыми бисерными окаймлениями.

Жилищем для эвенов служил цилиндрический- конический чум.

ИТЕЛЬМЕНЫ- означает «живущие здесь». Древние ительменские селения располагались по берегам реки Камчатки, и берегам Авачинской бухты. Передвигались по воде на долбленых лодках- батах из тополя. Ловили рыбу сетями из крапивных волокон. Пойманную рыбу заквашивали в специальных ямах, а часть вялили в виде юколы. Так же основным и важным занятием была охота на лисиц, соболей, медведей, горных баранов.

У женщин ительменок был обычай носить парики. Они всегда ходили с непокрытой головой, поэтому чукчи и коряки называли их-КАМЧАДАЛАМИ, от слова «КАМЧА» что означает «кудрявый» или «лохматый».

Самые нарядные ительменские кухлянки обшивались у ворота, и рукавов, а так же на подоле собачьим волосом, а на кафтан нашивались сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет.

ЧУКЧИ- являлись северными соседями коряков, их так же называют- «оленные люди».

Владелец менее ста оленей считался бедняком. Основное орудие охоты- лук и стрелы, копье и гарпун. Основным средством передвижения являлись оленьи и собачьи упряжки.

Известно что чукчи вели торговлю с эскимосами, отправляясь к берегам Америки на лодках с квадратными парусами. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки для хранения жира и юколы.

На Камчатке очень суровые зимы, поэтому люди жившие в северных поселках, чтобы пробраться к своим жилищам, копали настоящие снежные коридоры. Дети любили кататься на собачьих упряжках, присоединяя к животным сани.

В: Кто из вас знает как назывались такие сани?

Еще дети любили гулять по берегу моря, на национальном языке-ЛАЙДА. Они собирали ЧЕМИГИ и МАМАЕВ- что в переводе маллюски, которые приносили домой к обеду.

В сказках древних Камчадалы

В песнях новых поколений

Всюду словом благодарным,

Люди чествуют оленей!

Чтобы другом быть оленю,

Надо стать таким же ловким

Потому играют дети

Обучаются сноровке.

В: Я приглашаю вас поиграть в игру «Олени»

В: Ребята давайте послушаем стихи, которые нам приготовили дети.

Коль хотите вы увидеть

Очень дивную красу,

Приезжайте на Камчатку

Прогуляемся в лесу,

Покажу вам сопки, мишек

Речки рыбные до дна,

А еще здесь есть долина,

Очень чудная она.

Камчатка дорогая!

Любимые края.

Красивая такая,

Ты Родина моя!

А признак твой вулканы,

Росточки черемши,

И горы великаны

Любимые мои.

В: Вам понравился мой рассказ? Что вы запомнили?

Как называется жилище эвенов?

Как называется одежда коряков?

Какими видами промыслов занимались коренные жители Камчатки.

До сих пор во время археологических раскопок на сопке Петровской, находят скребки для обработки дерева и шкур, наконечники стрел и других предметов быта- это все остатки стоянки предков коренных жителей Камчатки, которые жили более трех тысяч лет назад.

В: Ребята нам очень важно знать о культуре и быте народов населявших нашу малую родину много лет назад.

Публикации по теме:

Беседа с детьми 4–5 лет по ознакомлению с окружающим миром «Туман, что это?» Осень время дождей и туманов. Природа окрашивает деревья и кустарники в разные цвета! По дороге в детский сад дети обращают внимание на.

Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миромФотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром Цель занятия: Познакомить детей со свойствами дерева (жесткое, твердое, стучит, не бьется, со структурой его поверхности; научить выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОДД по ознакомлению с окружающим миром «Культура и быт коренных народов Камчатки»
Опубликовано: 31 января 2022 в 06:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД