Описание опыта работы «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества»

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества»

Описание педагогического опыта углубленной работы по теме: «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества и художественной литературы»

«Литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народной мысли,

народного чувства, народной жизни,

в область народного духа».

К. Д. Ушинский

Дети, приобщаясь к народным произведениям, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными, социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора – вот что вдохновило меня ввести в своей группе кружок «Весёлый язычок».

Цель моей работы нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества и художественной литературы.

Задачи моей углубленной работы:

- научить детей чувствовать, переживать, понимать чувства других на основе художественных произведений;

- развить способность у детей отличать хорошее от плохого в художественных произведениях и в жизни, учась делать нравственный выбор;

- сформировать первоначальные представления о быте, жизни родного народа, нравственных ценностях, традициях, особенностях культуры;

- ориентировать семью на нравственное воспитание детей через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;

- воспитывать уважение к нравственным нормам морали.

Согласно поставленной цели и задачам определила ожидаемые результаты:

Знакомясь с произведениями устного народного творчества и художественной литературы, дети научатся:

• проявлять заботу, доброту, чуткость и внимание по отношению друг к другу, прощать друг друга, проявлять снисходительность, терпимость, благородство, подражать хорошим манерам;

• владеть языком фольклорных произведений, внимательно и заинтересованно слушать и рассказывать сказки, запоминать считалки, скороговорки, загадки, частушки, заклички, стихи, пословицы, поговорки;

• рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения;

• участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках русских народных сказок;

• иметь представление о своей родовой принадлежности, о близких и дальних родственниках; особенности их взаимоотношений, о социальной функции семьи, их родственных связях;

• демонстрировать свои умения в ходе народных праздников и развлечений.

На первом подготовительном этапе (август 2013 года) изучила программы по нравственному воспитанию, интернет ресурсы, методический материал. Познакомившись с художественной литературой, сделала вывод- нравственные качества личности можно развить с помощью устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с этими произведениями всегда обогащают и облагораживают. Одновременно с педагогическим наблюдением за развитием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

На втором этапе (2013 – 2016 год) работала по плану углубленной работы, реализуя Рабочую программу кружка «Весёлый язычок», также работу с родителями воспитанников. Осуществляя педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей по нравственному воспитанию через устное народное творчество.

На третьем этапе. Заключительный (май 2016 год) подведение итогов работы по теме «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества и художественной литературы».

Для реализации программы кружка «Весёлый язычок» созданы условия для развития нравственных способностей детей. Подобрала художественную литературу, которая способствует развитию нравственных чувств у детей; беседы по картинкам о нравственном поведении, демонстрационный материал, настольные игры. Для ознакомления детей с литературными произведениями и фольклором создан «фольклорный уголок», где подобраны лучшие произведения русского народа, атрибуты сопровождающие фольклорные произведения – деревянные ложки,бубны, трещотки.

Прослушав произведение устного народного творчества или художественной литературы, дети стремятся подражать героям, которые ему симпатичны, начинают обыгрывать понравившиеся им сюжеты сказок, потешек, игр, помощником в этом служит «уголок театрализации», который пополнен элементами костюмов, разными видами театра.

Приобщение к произведениям устного народного творчества по нравственному воспитанию проходило через следующие методы работы с детьми:

Словесный метод

– чтение литературных произведений;

- рассказывание стихотворений, поговорок, считалок, чистоговорок, закличек, скороговорок детьми, загадывание загадок;

- пение частушек, народных песен;

- беседы с элементами диалога;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Наглядный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

Практический метод:

- проектная деятельность;

- сказкотерапия;

- изотерапия;

- музыкотерапия;

- инсценировки потешек;

- драматизации сказок;

- сценок,

- проведение НОД, викторин, дидактических и народных игр;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок.

Формирование нравственных чувств у детей проходит через интеграцию следующих образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Развитие нравственных способностей у детей проходит через следующие формы работы:

- драматизации р. н. сказок, инсценировки;

- проекты;

- викторины, НОД;

- досуги, развлечения, праздники, фестиваль;

- встречи с творческими людьми села Александровского;

- экскурсии.

Знакомство детей с художественной литературой я начинала с миниатюр народного творчества: инсценировка потешек, песенок, прибауток, частушек. В потешках и песенках действуют птицы, животные и многие другие персонажи. Описание их не только поэтично, но и образно. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Участвуя в драматизации сказки, дети учатся отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

С целью осуждение таких свойств человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобрение трудолюбия, смелости, верности, мною были проведены НОД «Что такое хорошо и что такое плохо», викторины «Все любят сказки», «Я люблю свою семью», реализованы проекты с детьми.

Итог работы за год кружка «Веселый язычок» представлен на фестивале «Радуга» по дополнительному образованию. Дети обыграли народный праздник «Весну красную зовём».

Встреча с поэтессой - землячкой Л. Ф. Шубной расширила знания детей о региональной культуре – о поэтах родного с. Александровского

Экскурсия в детскую библиотеку «Уроки нравственного поведения» способствовала воспитание у детей уважение к нравственным нормам морали.

Экскурсия в Краеведческий музей села Александровского

«Традиции казаков» помогла детям лучше узнать семейные традиции казачьей семьи.

Результаты педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по нравственному воспитанию детей через приобщение к произведениям устного народного творчества и художественной литературы.

2013-2014 год

Начало года Конец года

2,2 (55%) 3,4 (85%)

2014-2015год Начало года 2,7(67%) Конец года 3,6(90%)

2015-2016 год Начало года 2,8(70%)Конец года 3,7(92%)

По результатам педагогического наблюдения можно сделать вывод: вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы: работы: анкетирование, практические консультации, памятки, рекомендации, тематические ширмы-передвижки, мини-библиотечки, стенгазета, рукописный журнал, проекты, творческие выставки, мастер-класс, квест-игра, мастерская добрых дел, конкурсы и т. д.

Подводя итоги своего опыта могу сделать вывод: знакомясь с произведениями устного народного творчества и художественной литературы, дети научились:

• проявлять заботу, доброту, чуткость и внимание по отношению друг к другу, прощать друг друга, проявлять снисходительность, терпимость, благородство, подражать хорошим манерам;

• владеть языком фольклорных произведений, внимательно и заинтересованно слушать и рассказывать сказки, запоминать считалки, скороговорки, загадки, частушки, заклички, стихи, пословицы, поговорки;

• рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения;

• участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках русских народных сказок;

• иметь представление о своей родовой принадлежности, о близких и дальних родственниках; особенности их взаимоотношений, о социальной функции семьи, их родственных связях;

• демонстрировать свои умения в ходе народных праздников и развлечений.

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Лев Николаевич Толстой

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс») Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий) "Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя". Н. Думбадзе Проблему.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Описание опыта работы по теме «Развитие экологической культуры детей через региональный компонент» Актуальность. "Любовь к Родине начинается с любви к природе". В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников" Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

Патриотическое воспитание посредством устного народного творчестваПатриотическое воспитание посредством устного народного творчества Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Описание опыта работы «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 19:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...