Папки-передвижки

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»

Бзарова Тамара Николаевна
Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонетического анализа и синтеза

Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в следующей последовательности:

а). определение звука в слове

б). определение звука в начале и в конце слова, т. е. (определить место звука в слове)

Публикация «Опыт работы „Фонетический анализ и синтез слов“» размещена в разделах

в). определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам

Эта работа начинается с артикуляции гласных звуков (положение губ, зубов, голоса). Потом задание по выполнению первого ударного гласного звука.

Определение первого ударного гласного в начале слова проводится в 3х вариантах:

1. На слух (слова произносит логопед)

2. После произнесение ребенком слова

3. Подобрать картинку к соответствующему звуку.

Ослик, уши. утка, азбука первый ударный в картинках. Показать буквы.

При формирования действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства использовала задания: отхлопать или отстучать слово по слогам. Гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове. Дети должны знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений от этих звуках, их дифференциации. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные состоят только из голоса, согласные-шума или шума и голосо- Гласные-слогообразующие звуки.

Учитывая сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности

1. Определение наличия звука в слове

2. Вычленение звука в начале и в конце слова

3. Определить последовательность, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Выделение звука на фоне слова

Примерное задание по выделению звука Р на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове есть звук Р. Слово называет логопед.

2. Отобрать предметные картинки, если в названии есть звук Р.

3. По сложной картинке назвать слова со звуком Р.

4. Добавить слог со звуком Р, чтобы получилось слово.

Вед (ро) кома (ры) Кенгу (ру)

Назвать все слова, определить в каком слоге указанный звук.

Логопед говорит слово. Если в слове есть звук Р, дети печатают букву, если нет-ставят черточку.

Звук Р в начале слова.

Детям раздала карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой «Р». Называю слово, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук «Р» и закрывают картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук Р, и цветным квадратиком-если нет в слове ….звука.

Вычисление первого согласного из слова

Вычисление первого согласного звука из слова труднее, чем выделение согласного на фоне слова

Например, ребенку предлагаю назвать первый звук в слове шапка, он вместо звука Ш называет «Ша».

Причина-несформированность представлений о слоге и звуке, то нерасчлененное восприятие слога и звука.

Поэтому надо сначала вычленять звук из обратного и прямого слога.

Примерные задания на вычленения первого согласного звука

1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей которые начинаются с заданного звука (С)

2. Показать картинки в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой Ш.

3. Изменять первый звук слова в слове ГОСТЬ заменить Г на К, в слове КАРТА заменить звук К на П.

4. Лото «Какой первый звук»

Предлагаю карточки лото на слова, начинающие со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Называю слова, а дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

Машина шар роза

1.«Найди картинку». На одной предмет цыпленок. Узнай первый звук, найди букву и положи между карточками. Теперь, найди картинку, которая начинается с этого же звука и положи на пустую карточку.

6. Отгадай загадку и назови первый звук слова.

Определение Конечного согласного в слове

Проводится сначала на обратных слогах (ум, ам, ух, ах, ус). Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

При определении конечного согласного звука используются те же виды занятий, что и при определении первого гласного и согласного звука. Уточняем, если звук не первый и не последний, то он находится в середине слова.

Сложная форма фонематического анализа.

1. Составить односложные и двухсложные слова из букв разрезной азбуки:

ДОМ, ДЫМ, МУХА

2. Вставить пропущенную букву

РУЧ … А К

3. Придумать слова в которых звук К на первом месте, втором, третьем

КОТ, ОКНО, МАК

4. Слова с определенным количеством звуков. Например с тремя звуками ДОМ

5. Какое слово получится, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)

ОСЫ - КОСЫ

6. Добавить в конце слова :

СТОЛ - СТОЛБ

7. Выбрать из предложения слова с определенным звуком

Мама купила дочке шар.

В магазине мама-купила-сладкую морковку.

8. Выбрать предметные картинки в названии которых 1 слог и определи количество звуков

ШАР, СЫР

9. По сюжетной картине подбери слова с одним или двумя слогами

10. Выбрать предметные картинки в названии которых определенное количество звуков.

11. Преобразование слов

Какое слово получится, если к данному слову добавить один звук

Рот – крот

Мех – смех

Оля – Коля

12. Придумать слово по графической схеме

Что есть у соседей?

11. Речевая Эстафета.

На каждый последний звук слова придумать новое слово.

Например ШАР - РАК

12. По первым звукам нарисованных предметов составь имена веселых человечков.

САМОДЕЛКИН

ЧИПОЛЛИНО

16. Какой звук выпал

ЛАМПА - ЛАПА

17. Выбрать из предложения слова, которые соответствуют данной графической схеме

Миша взял шар и цветы и пошел на парад

18. По картинкам определить количество звуков и положить пол картинки соответствующие цифры

19. Разложить в два ряда картинки по количеству слогов

Игра «поезд»

Макет поезда (з вагона) с цифрами 1,2,3.

В первом вагоне слова – картинки из одного слога, во втором – 2-х слогов, в третьем из – з-х слогов. Определить согласный последнего слога -, третьего вагона

Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривания.

Публикации по теме:

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы по апробированию новых форм работы с родителями в ДОУ. Маршруты выходного дня Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка.

Опыт работы «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника» Методическая разработка «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника». - Цель моей разработки обозначить наиболее.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» в подготовительной группе Взаимодействие с родителями воспитанников является одним из актуальных и приоритетных направлений в моей работе. Вырастить здорового ребенка.

Результаты выполнения плана летней оздоровительной работы в средней группе Согласно приказа по МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» № от 2018 года в средней группе «Звездочка» проводилась летне – оздоровительная работа.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 23:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»» (включая файлы) размещена пользователем Бзарова Тамара Николаевна (УИ 1854650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД