Получи документы

Опыт работы «Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» (3 фото)

Наталья Асланова
Опыт работы «Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Актуальность опыта работы

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает много вопросов, на которые он хочет получить ответ. Познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным способностям. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.

В ходе своей работы, использую материалы таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьева, Н. А. Рыжова, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова и др.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Исследование, которое понимается нами как особый способ духовно-практического освоения таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку. Исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Главная цель поисково-исследовательской деятельности – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

1) обучение детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира;

2) развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

3) способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.

Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.

Описание основных методов, используемых в представляемом педагогическом опыте

В процессе поисково-исследовательской деятельности с детьми я использовала следующие методы:

-наглядный;

-словесный;

-игровой;

-практический.

Основные принципы, которые легли в основу опыта, стали:

• принцип учёта возрастных особенностей детей;

• принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

• принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

• принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

• принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

• принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

• принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой.

Структура проведения исследования (экспериментирования):

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы;

• проведение наблюдения;

• обсуждение увиденных результатов;

• формулировка выводов.

Исследования (эксперименты) бывают:

• индивидуальные или групповые;

• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

По характеру мыслительных операций исследования (эксперименты) могут быть различными:

• констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление);

• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

По способу применения исследования (эксперименты) могут быть:

• Демонстрационные. Проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

• Фронтальные эксперименты лучше проводить в остальных случаях, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Постановка проблемной задачи.

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственный жизненный опыт.

Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Фиксация результатов опытов и наблюдений.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений учувствуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках, это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации, оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Результативность педагогического опыта

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, электронный микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью электронного микроскопа, мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Получены положительные результаты проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Воспитанники:

• проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

Благодаря исследовательской деятельности и экспериментированию дошкольникам обеспечивается высокий уровень развития познавательных способностей. Удовлетворяя свою любознательность в процессе исследовательской деятельности, ребенок, расширяет свои представления о мире, овладевает причинно – следственными связями, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в целостную картину мира в будущем.

Новизна (инновационность) представляемого

педагогического опыта

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материалов. А именно подобраны такие опыты и эксперименты, которые положительно будут влиять на удовлетворение потребностей детей (например, «Здоровье на тарелке», «Чтобы уши слышали», это: стремление наблюдать и экспериментировать («Пар – это вода», «Как обнаружить воздух?», самостоятельно искать новые сведения о мире, исследовать его («Почему камни бывают разноцветными»). Эти знания помогают связывать отдельные представления ребенка в целостную картину мира.

Совместно с детьми были собраны прекрасные коллекции: природные ископаемые и минералы, крупы, семян, бумаги, перьев, ракушек. Подобраны интересные и необычные рассказы, например, «Передвигающиеся камни», «Зыбучие пески», «Легенда о вулкане», «Поющие пески» и др.

Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия. Поэтому и была выбрана тема опытно – экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте мною для изучения и внедрения в дальнейшем опыта работы. Работа над опытом проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный.

1.1 Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.

1.2. Выявила актуальность изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.

1.3.Организуя исследования, мы поставили перед собой цель – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами, и определили основные задачи направления работы:

• формирование осознанно правильного отношения к природным объектам и явлениям;

• обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов;

• установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы;

• обучение детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира;

• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

• способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.

1.4. Организуя исследовательскую деятельность, опиралась на ряд вариативных программ и методик:

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

• Н. А. Рыжовой /Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом – природа».

На основе изученного теоретического материала и проведения мониторинга интегративных качеств детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

1.5. Наметила основные формы работы с детьми.

1.6. Разработала перспективный планы, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно исследовательской деятельности, в том числе опытов и экспериментов.

1.7. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике поисково-исследовательской деятельности детей – оформила уголок, который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

• Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

• Природные материалы: шишки, скорлупа орехов, веточки, мох, птичьи перышки, ракушки, песок.

Опыт работы «Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

• Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, коллекция лоскутов ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

• Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди, скрепки.

• Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, копирка, оберточная, салфетки и др.

• Красители: пищевые, акварельные краски, гуашь.

• Медицинские материалы: пипетки, пробирки, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл, марля, мерные ложечки.

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, формочки, стеки, тарелочки плоские, ученические линейки, различные шарики разных материалов, таз, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, скрепки, соломинки для коктейля, свечки.

• Детские халаты, полотенца.

• Картотеки опытов, экспериментов.

2 этап – основной.

Для поддержания интереса к исследованию (экспериментированию) практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В уголке науки «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта) (например: «Ребята, а как можно обнаружить воздух?»);

• Тайна, сюрприз;

• Мотив помощи (Письмо от Незнайки: «Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста»;

• Познавательный мотив (почему так) («Для чего нам нужен нос? Проверим. Зажмите нос одной рукой, а губы другой. Зачем нужен нос?»).

Работая по данной теме, наблюдаю за детьми в ходе общих экспериментов, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формируем умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин, два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд, находить между ними разницу.

Провожу с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, петрушки, за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т. п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования.

Зачитываю интересные факты и рассказы о природных явлениях.

Совместно с детьми провожу такие исследования, как «Почему камни бывают разноцветными», «Какие бывают камешки», «Свойства воды», «Как обнаружить воздух», «Свойства бумаги», «Пар – это тоже вода», «Твердая вода. Почему не тонут айсберги» и т. д. Благодаря этому дети познакомились со свойствами предметов и явлениями окружающей действительности.

Также мною было включено такие исследования, как «Я – человек», где дети получат представления о том, что глаза наши помощники. Что зрение надо беречь и делать гимнастику для глаз; получат первичные представления об органах дыхания; познакомятся с особенностями строения и функциям пищеварительной системы; также получат представления о системе кровообращения, все это послужит хорошим фундаментом для формирования основ здоровьесберегающего мышления.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по исследовательской деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

• закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

• продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

• свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

• роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

• в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

• очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Фото «Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, это обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 20 – 25 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Данное направление вызывает интерес не только у детей, но и у родителей. Они поддерживают инициативу ребенка, предоставляют возможность поэкспериментировать дома.

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Как построить дом?», «Как найти краски в домашних условиях?», «Как обнаружить воздух?» и др.

Таким образом, исследование (экспериментирование) – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Вывод

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Трудность данной работы заключается в том, что организация исследовательской деятельности состоит чаще всего из создания картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Таким образом, исследовательской деятельности нет, и у детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Поэтому важно, чтобы весь накопленный материал по данной теме имел свою систему и последовательность.

Данное направление стоит развивать и накапливать, так как в результате проведенной работы дети научились проявлять интерес к ярким явлениям природы – листопаду, дождю, радуге, снегопаду и даже грозе. У детей отмечается высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность в деятельности, умение работать в коллективе. Дети умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи; быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого; владеют основными нормами и правилами поведения в природе.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». То есть, задача педагога не дать ребенку готовые знания, а поддержать его интерес, подсказать способ и вселить в ребенка уверенность, что он обязательно добьется успеха.

Опыт работы - фото
Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательного процесса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 24 марта 2022 в 22:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД