Лариса Дмитриева
Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юный исследователь»
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Цель проекта:
развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи проекта:
- расширять представления детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
-знакомить с различными свойствами воды, воздуха, песка, почвы, камней, магнита;
- формировать у дошкольников способы познания путём сенсорного анализа;
- развивать понимания взаимосвязей в природе,
- развивать мыслительных способностей,
- развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь- май 2018- 2019 г.)
Исполнители: дети, воспитатель, родители.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Формы работы:
-Занятия;
-Эксперименты;
-Беседы;
-Наблюдение и труд;
-Работа в лаборатории.
1. НОД по познавательному развитию.
Тема: «Наша Земля» Глобус»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.
2. НОД познавательное развитие
Тема: «Зачем нужна вода»
Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде.
3. Беседы с показом опытов «Солёная вода»
4. Беседы об охране воды.
5. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками.
Изготовление цветного льда.
Цель: показать способ изготовления цветного льда.
6. НОД познавательно-исследовательская
Тема: «Свойства воды»
Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.
Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.
7. Беседа: «Где применяется вода»
8. Наблюдения на прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»
9. НОД познавательно- исследовательская:
Тема: «Путешествие капельки»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды, развивать умение действовать во алгоритму, развивать любознательность, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: таз с водой, воронки, сосуды различной формы, соломинки для коктейля, передники, ведерки.
10. НОД познавательное развитие
Тема «Песочные часы»
Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами: (песок может двигаться).
11. Беседы:
«Что можно сделать из песка?»
«Из чего состоит песок?»
«Почему песок разный?»
«Для чего нужен песок?»
Цель: закрепить полученные знания о песке и его свойствах.
12. НОД познавательное развитие
Тема: «Свойства песка и глины».
Цель: Закрепить знания детей о песке и его свойствах: сыпучий, сухой, мокрый. Из мокрого песка можно делать куличики. Сухой песок светлый, коричневый; мокрый -темный, холодный, познакомить детей с глиной и ее свойствами: глина бывает сухая, она твердая. Мокрая глина — липкая, из нее можно лепить.
13. Чтение стихотворения, загадывание загадок.
Цель: учить внимательно, слушать произведения, отгадывать загадки.
14. НОД опытно- исследовательская:
Тема: «Свойства песка»
Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.
15. НОД познавательно – исследовательское
Тема: «Почва и ее свойства».
Цель: иметь представление о почве, как плодородном слое земли, познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав, способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели, развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор, воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.
16. Беседа «Горы»
Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале.
17. НОД познавательное развитие
Тема: «Где прячется воздух. Свойства воздуха»
Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер, на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде, объяснить понятие «невесомость в космосе», закреплять у детей полученные понятия.
18. Беседы «О правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев
19. Наблюдение за весенним воздухом на прогулке.
Цель: учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)
20. НОД опытно- исследовательская
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара, развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить изготавливать вертушку.
Материалы и оборудование: веер, листы бумаги, кусочек апельсина. Духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылки, насосы.
21. НОД по познавательному развитию
Тема: Воздух нужен для жизни.
Цель: Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.
22. Беседы: «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух», «Почему мы дышим», «Воздух помогает в жизни человека».
23. Чтение художественной литературы: рассказы «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова
«Ветер» М. Исаковского, картина Н. Н. Дубовской «Притихло».
Цель: учить внимательно, слушать чтение воспитателя и отвечать на вопросы по произведениям.
24. Игры: «Повторяй друг за другом», «Слушаем себя», игра с соломинкой (познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его).
25. НОД познавательно - исследовательская
Тема: «Как увидеть воздух. Как услышать воздух».
Цель: познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость, учить изготавливать из бумаги змея.
26. Беседа: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех приметах».
Опыты: «Как люди используют силу ветра», «Хитрая змея»воздушный змей», «Воздух можно услышать», «Теплый воздух, холодный воздух».
Цель: закрепить знания о воздухе, воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, продолжать учить проводить опыты.
27. Чтение художественной литературы: «Сказка о Царе Салтане» А. С. Пушкин.
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе.
28. Беседа: Рассказываем детям, что воздух необходим для многих предметов. Им надуваем колеса, аттракционы для детей - надувные домики, батуты. Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает,паруса, парашют игрушки, спасательные круги.
Цель: продолжать знакомство детей с воздухом, с его свойствами, необходимостью для жизни, уметь объяснить это на примерах простейших опытов. Познакомить детей со свойством воздуха наполнять и раздавать некоторый предметы, как этим пользуется человек.
Опыты: «Всюду воздух», «Воздушный змей», «Горячие и холодные шары».
29. Чтение художественной литературы: стихотворение «История про два воздушных шарика».
Цель: учить давать краткий пересказ произведения.
30. НОД по познавательному развитию
Тема: «Путешествие в Страну Камней»
Цель: дать первоначальные сведения о минералах и горных породах, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, показать виды камней (галька, булыжник, гранит, закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые, расширять знания детей о свойствах камней, расширять кругозор детей.
Материалы: коллекция минералов, сосуд с водой, игрушка гномика, разные виды камней.
31. Беседа «Где применяются камни?»
В группе организовать выставку различных камней (гранит, янтарь, булыжник, камни разной формы и размеров) и изделия из них.
32. НОД познавательно- исследовательское
Тема: «Янтарь – подарок Балтийского моря»
Цель: познакомить детей с камнем-янтарь, опытным путем выявить свойства янтаря, развивать любознательность, продолжать формировать познавательный интерес к природе.
33. НОД познавательное развитие
Тема: «Магнит и его свойства»
Цель: познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
34. НОД опытно – исследовательское
Тема: «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание., учить проделывать опыты.
35. НОД интегрированное
Тема: «Магнит. Как достать скрепку?»
Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.
36. Викторина: «Почемучка» итоговое.
Цель: закрепить знания детей об окружающем мире, развивать смекалку, быстроту реакции, любознательность, развивать элементы соревновательности, воспитывать командный дух, создать эмоционально – положительное настроение.
37. Создание опытно – исследовательской лаборатории в группе.
Цель: развивать интерес детей к опытно – исследовательской деятельности, узнавать новое.
З8. Работа с родителями Консультации на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность детей»
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
39. Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: продолжать развивать познавательный интерес к самостоятельному экспериментированию.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности.
Вывод: опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
3. 7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
4. 8. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
5. 9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
6. Интернет ресурсы.