Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы

Лариса Дмитриева
Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Юный исследователь»

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы» размещена в разделах

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Цель проекта:

развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта:

- расширять представления детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

-знакомить с различными свойствами воды, воздуха, песка, почвы, камней, магнита;

- формировать у дошкольников способы познания путём сенсорного анализа;

- развивать понимания взаимосвязей в природе,

- развивать мыслительных способностей,

- развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь- май 2018- 2019 г.)

Исполнители: дети, воспитатель, родители.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Формы работы:

-Занятия;

-Эксперименты;

-Беседы;

-Наблюдение и труд;

-Работа в лаборатории.

1. НОД по познавательному развитию.

Тема: «Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

2. НОД познавательное развитие

Тема: «Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

3. Беседы с показом опытов «Солёная вода»

4. Беседы об охране воды.

5. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками.

Изготовление цветного льда.

Цель: показать способ изготовления цветного льда.

6. НОД познавательно-исследовательская

Тема: «Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.

7. Беседа: «Где применяется вода»

8. Наблюдения на прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

9. НОД познавательно- исследовательская:

Тема: «Путешествие капельки»

Цель: уточнить представления детей о свойствах воды, развивать умение действовать во алгоритму, развивать любознательность, мыслительные операции.

Материалы и оборудование: таз с водой, воронки, сосуды различной формы, соломинки для коктейля, передники, ведерки.

10. НОД познавательное развитие

Тема «Песочные часы»

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами: (песок может двигаться).

11. Беседы:

«Что можно сделать из песка?»

«Из чего состоит песок?»

«Почему песок разный?»

«Для чего нужен песок?»

Цель: закрепить полученные знания о песке и его свойствах.

12. НОД познавательное развитие

Тема: «Свойства песка и глины».

Цель: Закрепить знания детей о песке и его свойствах: сыпучий, сухой, мокрый. Из мокрого песка можно делать куличики. Сухой песок светлый, коричневый; мокрый -темный, холодный, познакомить детей с глиной и ее свойствами: глина бывает сухая, она твердая. Мокрая глина — липкая, из нее можно лепить.

13. Чтение стихотворения, загадывание загадок.

Цель: учить внимательно, слушать произведения, отгадывать загадки.

14. НОД опытно- исследовательская:

Тема: «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

15. НОД познавательно – исследовательское

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: иметь представление о почве, как плодородном слое земли, познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав, способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели, развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор, воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

16. Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале.

17. НОД познавательное развитие

Тема: «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер, на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде, объяснить понятие «невесомость в космосе», закреплять у детей полученные понятия.

18. Беседы «О правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

19. Наблюдение за весенним воздухом на прогулке.

Цель: учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

20. НОД опытно- исследовательская

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара, развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить изготавливать вертушку.

Материалы и оборудование: веер, листы бумаги, кусочек апельсина. Духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылки, насосы.

21. НОД по познавательному развитию

Тема: Воздух нужен для жизни.

Цель: Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.

22. Беседы: «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух», «Почему мы дышим», «Воздух помогает в жизни человека».

23. Чтение художественной литературы: рассказы «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова

«Ветер» М. Исаковского, картина Н. Н. Дубовской «Притихло».

Цель: учить внимательно, слушать чтение воспитателя и отвечать на вопросы по произведениям.

24. Игры: «Повторяй друг за другом», «Слушаем себя», игра с соломинкой (познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его).

25. НОД познавательно - исследовательская

Тема: «Как увидеть воздух. Как услышать воздух».

Цель: познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость, учить изготавливать из бумаги змея.

26. Беседа: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех приметах».

Опыты: «Как люди используют силу ветра», «Хитрая змея»воздушный змей», «Воздух можно услышать», «Теплый воздух, холодный воздух».

Цель: закрепить знания о воздухе, воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, продолжать учить проводить опыты.

27. Чтение художественной литературы: «Сказка о Царе Салтане» А. С. Пушкин.

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе.

28. Беседа: Рассказываем детям, что воздух необходим для многих предметов. Им надуваем колеса, аттракционы для детей - надувные домики, батуты. Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает,паруса, парашют игрушки, спасательные круги.

Цель: продолжать знакомство детей с воздухом, с его свойствами, необходимостью для жизни, уметь объяснить это на примерах простейших опытов. Познакомить детей со свойством воздуха наполнять и раздавать некоторый предметы, как этим пользуется человек.

Опыты: «Всюду воздух», «Воздушный змей», «Горячие и холодные шары».

29. Чтение художественной литературы: стихотворение «История про два воздушных шарика».

Цель: учить давать краткий пересказ произведения.

30. НОД по познавательному развитию

Тема: «Путешествие в Страну Камней»

Цель: дать первоначальные сведения о минералах и горных породах, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, показать виды камней (галька, булыжник, гранит, закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые, расширять знания детей о свойствах камней, расширять кругозор детей.

Материалы: коллекция минералов, сосуд с водой, игрушка гномика, разные виды камней.

31. Беседа «Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, янтарь, булыжник, камни разной формы и размеров) и изделия из них.

32. НОД познавательно- исследовательское

Тема: «Янтарь – подарок Балтийского моря»

Цель: познакомить детей с камнем-янтарь, опытным путем выявить свойства янтаря, развивать любознательность, продолжать формировать познавательный интерес к природе.

33. НОД познавательное развитие

Тема: «Магнит и его свойства»

Цель: познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

34. НОД опытно – исследовательское

Тема: «Два магнита»

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание., учить проделывать опыты.

35. НОД интегрированное

Тема: «Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.

36. Викторина: «Почемучка» итоговое.

Цель: закрепить знания детей об окружающем мире, развивать смекалку, быстроту реакции, любознательность, развивать элементы соревновательности, воспитывать командный дух, создать эмоционально – положительное настроение.

37. Создание опытно – исследовательской лаборатории в группе.

Цель: развивать интерес детей к опытно – исследовательской деятельности, узнавать новое.

З8. Работа с родителями Консультации на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность детей»

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

39. Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: продолжать развивать познавательный интерес к самостоятельному экспериментированию.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности.

Вывод: опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

3. 7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

4. 8. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

5. 9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Путешествие во времени»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Путешествие во времени» Опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: Путешествие во времени Цель: организация опытно-экспериментальной.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» средняя группа 1. «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»[/i] Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах,.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» во второй младшей группе 1. «Почему песок хорошо сыплется» Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Песок, глина (Е. Н. Мартынова, И. М. Сучкова,стр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы
Опубликовано: 8 июля 2020 в 12:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы дошкольного возраста с объектами неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Дмитриева (УИ 1850698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД