МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе

Светлана Головина
Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе

В сборнике представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, а также перспективное планирование, описание опытов, диагностический инструментарий демонстрационные материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Материалы разработки предназначены для педагогов ДОО, также они могут быть полезны родителям и гувернерам при организации образовательной деятельности дома.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека [3].

Отметим, что дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для воспитания основ личностной культуры, вбирающей в себя ряд качеств и свойств, уникальных по своим возможностям развертывания. Особенно благоприятный материал для воспитания основ личностной культуры ребёнка – мир окружающей его природы, поскольку интерес к познанию реального мира является одним из фундаментальных и наиболее значимых в детском развитии. Как писал В. А. Сухомлинский, «ребенок по своей сути – пытливый исследователь, открыватель мира» [2].

Поддерживая познавательную активность ребёнка, направленную на познание предметов, явлений, событий окружающего мира/природы, вместе с тем мы можем содействовать формированию его экологической культуры.

Вопросы экологии, в определённой степени потребительского отношения человека к природе, в настоящее время являются особенно актуальными. Именно в это связи это связи Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года 2017 год был выбран годом экологии, нацеливающий на то, чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологии, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Таким образом, создавая основу для воспитания экологической культуры уже в дошкольном детстве, формирования у ребёнка представлений о взаимосвязях в природе, мы тем самым участвуем в решении приоритетных задач современности.

При формировании основ экологических понятий необходимо учитывать особенности развития мышления детей дошкольного возраста. Как показывает практика, в связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, преимущественно нужно использовать наглядные и практические методы. Экспериментирование в данном контексте рассматривают как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и многие другие. «Учить надо так, - писал Я. А. Каменский, - чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»[3].

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых [4]. Экспериментальную деятельность можно рассматривать как в определённой степени самостоятельную активную практическую мыслительную деятельность, основанную на интересе ребёнка, а значит, она является личностно-ориентированной, что представляется важным в свете ФГОС ДО. Положительный потенциал применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

детское экспериментирование важно и для формирования способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности [4].

Все данные преимущества метода эксперимен-тирования представляются весомыми обстоятельствами для его активного и грамотного применения и, что следует отметить, отвечают требованиям ФГОС ДО. Детская экспериментальная деятельность отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью» [3].

Методическое пособие «Увлекательная экология» содержит вариант организации познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с использованием метода экспериментирования. Планирование организации экспериментальной деятельности составлено по тематическим блокам, что способствует более успешному усвоению материала детьми. Также в разработку включены рисунки и схемы, которые могут быть использованы как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, с целью стимулирования их познавательной активности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Предлагаемые формы педагогической работы нацелены на обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (вместе, как партнёров, которое позволяет реализовать познавательную потребность ребёнка, формировать у него экологические представления, и носят вариативный характер.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста как средство познания взаимосвязей в природе
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 20:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД