ТАНЯ ДУБИНА
«Воздух-невидимка». Опыты и эксперименты в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Развивающие: развивать у дошкольников познавательную активность, умение делать вывод и анализировать полученные результаты. Развивать логическое мышление, наблюдательность, творческие способности.
Публикация «„Воздух-невидимка“, Опыты и эксперименты в старшей группе» размещена в разделах
Воспитательные: способствовать формированию у детей познавательного интереса, формировать навыки взаимодействия со сверстниками, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, коктейльные трубочки, емкости с водой с добавлением средства для образования мыльных пузырей, стакан, продукты для определения запаха (лимон, кофе, чеснок), салфетки, 2 воздушных шарика, кисточки, гуашь, заранее разведенная водой, листы бумаги, телефон.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в круг.
В. : послушайте внимательно стихотворение о воздухе, а потом назовите мне где же можно обнаружить воздух.
Марина Андреева-Доглядная
Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
В. : сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей).Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Прежде чем мы приступим к работе, нужно вспомнить правила:
Воспитатель обращает внимание на плакат с правилами, дети озвучивают:
1. Громко не разговаривать и не перебивать друг друга.
2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
3. Не трогать без разрешения воспитателя.
4. Работать на своих местах, без разрешения не вставать.
5. Соблюдать осторожность.
6. Работать аккуратно.
Опыт №1. Воздух заполняет собой пустоту.
Оборудование: емкость с водой, пустой стакан.
Попробуем опустить пустой стакан в емкость с водой. Без усилий это не удается сделать, а если стакан немного наклонить, то вода заполнит стакан.
Вывод: стакан только кажется пустым, на самом деле в стакане воздух и его можно вытолкнуть с помощью воды. Воздух невидимый.
Опыт №2 Воздух повсюду.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты.
Предложить детям взять в руки пакет, он пустой. Раскрыть пакет и попробовать поймать пакетом воздух в разных частях группы и под разными предметами (под столом, за полкой, в шкафу). Пакет становиться раздутым.
Вывод: воздух окружает нас повсюду.
Опыт№3. Все живое дышит воздухом, воздух перемещает предметы.
Оборудование: коктейльные трубочки, емкости с водой с добавлением средства для образования мыльных пузырей, салфетки.
Попробуем подержать кусачек салфетки у носа, можно заметить, что при вдохе салфетка притягивается, а при выдохе отталкивается. Что приводит салфетку в движение? Наше дыхание…
В. : - А что мы вдыхаем и выдыхаем?
Д. : - Воздух, который нас окружает.
Возьмем коктейльные трубочки и подуем через них в воду, на воде образовались пузыри.
В. : - Что внутри водяного пузырька?
Д. : - Воздух.
Предложить детям задержать дыхание и некоторое время не дышать, что происходит с нами.
Ответы детей.
Вывод: воздух находиться внутри нас, без воздуха нет жизни ни человеку, ни всему живому на земле. Воздух необходим для жизни.
Воспитатель предлагаем немного размяться.
Физ. Минутка (И. Лебедева)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт №4 Воздух не пахнет, он распространяет запахи.
Оборудование: 3 емкости с наполнением (долька апельсина, зубчик чеснока, зерна кофе, одна емкость без запаха.
Перед проведением эксперимента продукты были изъяты из емкостей, емкости закрыты крышками. Дети вдыхают по очереди из каждой емкости и определяют, что там находилось. При открытии пустой емкости запаха не ощущалось.
Вывод: - Чистый воздух запаха не имеет, он ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества, воздух может перемещать запахи в пространстве. Опыт №5 Воздух имеет вес.
Оборудование: 2 воздушных шарика, палка – балансир для взвешивания.
Закрепим на балансире с двух сторон по не надутому одинаковому воздушному шарику. Наши весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Закрепим этот шарик на свободный конец балансира. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Закрепим его. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем воздуха больше!
Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес
В. : работа наша подошла к концу. Мы узнали:
* воздух не имеет запаха, но может их распространять,
* воздух невидим,
* воздух может двигаться,
* воздух находиться внутри живых организмов
*он имеет вес