МААМ-картинки

Организация адаптивной образовательной среды и «включение в работу» ребёнка с РАС

Сартания Наталия Анатольевна
Организация адаптивной образовательной среды и «включение в работу» ребёнка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Организация адаптивной образовательной среды

и «включение в работу» ребёнка с РАС

Аннотация: В статье представлен метод проектной деятельности «Формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада через технологию сопровождения».

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, компонент профессиональной квалификации,

психолого-медико-педагогическая комиссия.

Публикация «Организация адаптивной образовательной среды и „включение в работу“ ребёнка с РАС» размещена в разделах

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [9].

Исследованиями в области расстройства аутистического спектра занимались как зарубежные, так и российские специалисты в разных областях науки: Лашкова А. В. А. Н. Леонтьев, В. М. Соковкин, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Л. П. Буева, Башинаа В. М., М. И. Лисина и др.

Дошкольную образовательную организацию (ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму педагога является Профессиональный стандарт педагога [404].

Реализация образования обучающихся с РАС предъявляет особые требования к процессу подготовки педагогов образовательной организации, как имеющих базовое коррекционное образование, так и имеющих базовый уровень знаний и специальный компонент профессиональной квалификации. При этом под базовым компонентом подразумевается профессиональная педагогическая подготовка (наличие предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, а под специальным –психолого-педагогические знание сущности инклюзивного образования, его отличий от традиционных форм образования.

Цель работы специалистов МБДОУ №157 детский сад - сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

Название проекта «Формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада через технологию сопровождения». Проект направлен на распространение опыта постепенной, индивидуально дозированной и специально поддержанной интеграции ребенка с РАС в дошкольную среду (в группу детей с отсутствием проблем коммуникации). Проект ориентирован на педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения, реализующих инклюзивную практику.

Основные этапы реализации и содержание проекта.

1-й этап - подготовительный.

-Определение возможностей ребенка c РАС

-проанализировать возможности учреждения относительно обучения и включения ребенка с РАС в дошкольную среду ДОО.

-подобрать педагогов, способных и желающих реализовать данный вид работы.

- проанализировать наличие необходимой материально-технической базы, выявлены проблемы и было определено каким образом проблемы с необходимым оснащением будут решены.

2-й этап – практический /поэтапное включение ребенка с РАС в дошкольную среду.

1) Организация на базе ДОО родительского клуба «Радуга» (родители ребенка с РАС и родители, чьи дети без недостатков психологического и физического развития).

Клуб работает в течение учебного года (1 раз в месяц) и включает в себя :

-информационный блок (консультации, обучающие семинары, круглые столы, занятия-практикумы).

-игровое взаимодействие (индивидуальные занятия, игры с включением сенсорных компонентов);

-фольклорные игровые группы (фольклорные игры, содержащие понятия, которые могут передаваться неким сочетанием вербального и невербального знака); хороводные игры содержащие элементы, отражающие устоявшиеся формы взаимодействия (приветствие за руку, взмах рукой при прощании, элементы невербальной коммуникации, такие как жесты и позы при определенных коммуникативных ситуациях (например, согласование

указательного жеста и называемого объекта);

-различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой);

-творческие мастерские и мастер-классы;

-адаптивную физкультуру и спортивные мероприятия, музыкально-двигательные.

2) Индивидуальная работа, взаимодействие с педагогом ДОО (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) и привлечением со стороны родителей специалистов рекомендованных ПМПК.

3) Включение в подгруппу/группу для организации взаимодействия с детьми.

3-й этап–заключительный /подведение итогов, стратегия развития социального взаимодействия.

Основываясь на труды отечественных и зарубежных исследователей системы сенсорного воспитания (А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. С. Лебединская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, Т. И. Морозова, Айрес Э. Дж.) нами было апробировано включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей [272].

Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов - игры с водой, с песком, с крупами, игры со старыми газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой и многие другие. Нами были усовершенствованы многие игровые и сенсорные материалы в группе; дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов.

Двигательные игры, к ним можно отнести попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т. д. Для развития зрительного внимания используем цвет терапию, что способствует улучшению цветового восприятия. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры наподобие «Мемори», соединение половинок картинок и т. п. Игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т. д. Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные предметы по величине. Самым интересным способом является применение технологии арт-терапии. Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца катание мячей-ежиков (с шипами) и т. д. Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка на контакт.

Наш опыт подтверждает, что включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности показывает положительную динамику в преодолении трудностей в развитии социально-эмоциональной сферы.

Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.

Литература:

1. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

2. Башина В. М. Аутизм в детстве – М. : Медицина, 1999. – 240 с Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. :Просвещение, 2017. – 404 с.

3. Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 247-249. — URL : https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения : 28.06.2022).

4. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; [пер. с англ. В. Дектяревой; науч. ред. С. Анисимова]. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2004. 272 с.

5. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм. - М. : НИИ дефектологии РАО. - 1992. - 186 с.

Публикации по теме:

«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: - познакомить детей с разными.

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Организация среды для диалога с родителямиОрганизация среды для диалога с родителями Одним из важнейших условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников: дети, воспитатели,.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Организация образовательной среды по теме недели «День народного единства» в подготовительной к школе группеОрганизация образовательной среды по теме недели «День народного единства» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать патриотические чувства детей, любви к своей Родине. Задачи: -расширять представления детей о национальных праздниках;.

«Сделаем наш дом уютным». Организация образовательной среды по теме недели «Интерьер, мебель»«Сделаем наш дом уютным». Организация образовательной среды по теме недели «Интерьер, мебель» Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Организация образовательной среды по теме недели: «Зимние виды спорта» в подготовительной к школе группеОрганизация образовательной среды по теме недели: «Зимние виды спорта» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, расширять кругозор Задачи: - Дать представление о зимних видах спорта и закрепить.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация среды по ФЭМП в группеОрганизация среды по ФЭМП в группе Попова Валентина Математика играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка. Ещё в раннем детстве ребёнок сталкивается с предметами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация адаптивной образовательной среды и «включение в работу» ребёнка с РАС
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 10:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация адаптивной образовательной среды и «включение в работу» ребёнка с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Сартания Наталия Анатольевна (УИ 1246544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД