Воронцова Алена
Организация педагогической поддерджки ребенка ОВЗ в инклюзивной группе в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня практически нет разногласий по поводу необходимости предоставления дополнительного образования всем детям (в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблема заключается в другом — как осуществлять образовательную деятельность с учетом особенностей детей, входящих в эту группу. Дети с ОВЗ, так же как и нормально развивающиеся учащиеся, нуждаются в общении, взаимодействии со взрослыми и сверстниками, но они имеют затруднения, связанные с их «включенностью» в социум.
Публикация «Организация педагогической поддерджки ребенка ОВЗ в инклюзивной группе в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Современное инновационное развитие в Доме творчества «Вектор» можно охарактеризовать как период поиска и апробации вариантов педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Автор концепции педагогической поддержки - О. С. Газман. Ученый относил её к основным элементам образования. Сущность педагогической поддержки - это оказание оперативной предупреждающей помощи детям в решении их проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с успешной учебой, действенной коммуникацией, самоопределением: нравственным, гражданским, семейным, профессиональным, творческим [1].
Решая задачи педагогической поддержки в творческих объединениях УДО открылись инклюзивные группы, таких групп на сегодня 15, за 3 года их количество возросло на 10. Реализация принципов инклюзивного образования позволяет детям с ОВЗ иметь равные с их нормально развивающимися воспитанниками возможности развития, которые обеспечивают качественную адаптацию и интеграцию в социум.
В творческих объединениях УДО, в случае если позволяет диагноз, организуется общение с другими детьми. Вместе с обычными учащимися занимаются дети с тяжелыми заболеваниями [2]. В таком «организованном» детском коллективе формируются общие взгляды на жизнь, на свое будущее, дети чувствуют, что являются частью общества, у каждого развиваются творческие способности, трудовые навыки.
Рассмотрим опыт работы творческого объединения «Школа «Солнышко», работающего по дополнительной образовательной программе «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной группе. В ней обучался ребенок с диагнозом ЗПР, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Данный опыт был прошел этап экспертной защиты на итоговом педагогическом совете в МБУ ДО ДТ «Вектор» и опубликован на интернет-изданиях. Возраст воспитанника К. - 7 лет. Он пришел в группу в октябре. На тот момент у ребенка имелись проблемы в развитии речи, К. был расторможен, рассеян, у него была слабо развита мелкая моторика, отмечалось неправильное развитие артикуляционного аппарата, присутствовало слюнотечение. Темп работоспособности был гораздо ниже детей, посещающих данные занятия. Был снижен уровень познавательной активности, ребенок перескакивал с одной темы беседы на другую. К. дружелюбный, добрый мальчик, но, к сожалению, отношения с ровесниками и с воспитателями в детском саду не сложились, со слов мамы дети сторонились его, воспитатели не замечали К., а на занятиях ребенку не уделялось должного внимания. В случае, если родители обращали на это внимание, педагоги перекладывали ответственность на ребенка, говоря, что у мальчика ничего не получается, у него нет способностей к ручному труду, и он не проявляет интереса к общим занятиям. В результате, такой педагогической «изоляции», мама была вынуждена забрать документы из детского сада.
Когда К. пришел к нам, то в первые дни занятий он вел себя достаточно насторожено, замкнуто, переживал, где же мама. Но вскоре К. стал посещать занятия с удовольствием, у него не было ни одного пропуска. Благодаря педагогической поддержке педагога объединения в отношении как К., так и воспитанников группы. Ребята приняли мальчика, не выделяли его особенности, они дружно играли вместе, К. никто его не сторонился, все у К. впервые у мальчика появились друзья.
В целях оказания педагогической поддержки на своих занятиях и на переменах с самого начала года регулярно использовались коммуникативные игры, которые способствуют более легкой адаптации детей, в особенности детей с ОВЗ. Дети в данном виде деятельности раскрепощаются, развивается чувство единства, сплоченности, устанавливаются доброжелательные отношения, отсутствует неприязнь друг к другу.
К середине года мальчик перестал сторониться окружающих, стал подходить к нашим педагогам и интересоваться, как их зовут, желая со всеми познакомиться. К концу учебного года К. достиг среднего уровня обученности по программе «Солнышко». Научился счету в пределах 20, выучил звуки и буквы алфавита, научился их писать, читать слоги и небольшие слова, пересказу небольших текстов, замечательно разучивал стихотворения, стал проявлять интерес к окружающему миру, работать в тетради, с огромным удовольствием занимался ручным трудом. Но главным достижением считаем социальную адаптацию ребенка и то, что в этом году К. пошел в 1-й класс в общеобразовательную школу.
Другой пример: М., ребенок 6 лет с диагнозом несовершенный остеогенез (хрустальный ребенок).
У М. не было опыта учебной деятельности, в связи с чем не были сформированы учебные навыки. Ребенок невнимательный, неусидчивый, непослушный. У него была сформирована «выученная беспомощность», когда ребенок ожидает инициативы от родителей, от сверстников, сам оставаясь пассивным. В школе «Солнышко» у родителей: появилась возможность наблюдать за своим ребенком во время занятий, что дало им возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять методы воспитания, которые соответствовали педагогической ситуации.
В первую половину учебного года задания для М. шли в сокращенном варианте. Педагог творческого объединения договаривалась с ним заранее о работе, убеждала и стимулировала. По согласованию, с постоянно присутствующими родителями, были обеспечены условия для самостоятельной активности ребенка. Педагог и родители договорились о совместной деятельности и действиях, направленных на поддержку ребенка, отрабатывались различные формы сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности.
В конце учебного года у М. все чаще стали проявляться такие качества, как выдержка, терпение, усидчивость требующиеся для длительной работы на занятиях, сформировались учебные навыки. Педагоги и родители стали отмечать такие волевые качества как терпение, дисциплинированность, целеустремлённость. Ребенок научился играть с детьми, хотя до посещения объединения «Солнышко» опыт общения со сверстниками у ребенка с ОВЗ отсутствовал.
Результатом инклюзивного образования в нашей группе, можно считать высказывание мамы М. : «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему как к равному!».
Педагоги используют разные методики работы в инклюзивных группах, но добиваются схожего результата. Отличительными особенностями поддержки заключаются в том, что педагог создает такую образовательную ситуацию, которая стимулирует личностный рост ребёнка, он находится с воспитанником в пространстве его саморазвития, помогая ребенку с ОВЗ стать субъектом собственного образования. Совместные занятия становятся тем звеном, которое скрепляет взаимоотношения детей в инклюзивной группе и формирует внутреннюю культуру на всю жизнь у детей здоровых и детей с проблемами здоровья.
Организуя работу в инклюзивной группе с различными детьми в парадигме педагогической поддержки мы начали активно исследовать и применять средства здравотворчества, осуществлять поиск актуальных для УДО путей и способов их реализации.
Литература
1. Газман, О. С. Неклассическое воспитание : от авторитарной педагогики к педагогике свободы : статьи, воспоминания / О. С. Газман ; науч. -практ. об-ние «Школа самоопределения». - Москва : МИРОС, 2002. - 294 c. – (Общеобразовательная школа - Российская Федерация – Воспитание). - ISBN 5-7084-0230-X.
2. Здравотворчество в образовании : от индивидуального маршрута до социального партнерства : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Г. Качан, З. В. Нестерова, Т. В. Витовская и др. ; под науч. ред. Н. П. Недоспасовой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 202 с. – (Образование и здоровье). – ISBN 978-5-7291-0536-6.
3. Крылова, Н. Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение. [Электронный источник]. // URL Режим доступа : https://www.studfiles.ru/preview/1621766/
ФИО (полностью) Воронцова Алена Ринатовна
Место работы МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
Должность Педагог дополнительного образования
Ученая степень,ученое звание -