Руфия Афанасьева
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»
Муниципального образования – городской округ город Касимов
Городское методическое объединение
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС ДО
Подготовил:
воспитатель
I квалификационной категории
Афанасьева Р. З.
2017-18 уч. г.
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС ДО
Публикация «Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС до» размещена в разделах
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А значит, на родителей возложена ответственность за воспитание и образование детей.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи.
Слайд Наша цель - заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Данная цель реализуется через:
– установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
– объединение усилий для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Слайд Работа с родителями строится по следующим принципам:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Слайд Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование ИКТ позволяет сделать работу ДОО более успешной. Диапазон применения ИКТ во взаимодействии с родителями широк : это дистанционное общение с родителями через сеть Интернет, это и использование компьютера и проектора при проведении родительских собраний с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Общение через личные блоги педагогов позволяет родителям принимать активное участие в жизни ДОО. Родителям предоставлена возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписание занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. На страницах сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Получать советы родители могут также, обратившись к педагогу по электронной почте.
Слайд Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил четыре направления работы с родителями :
• познавательное /призванное повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов на воспитание ребенка в семье, развивать рефлексию; в данные формы входят: практикум, лекция, дискуссия, симпозиум, «круглый стол», дебаты, педагогический совет, педагогическая лаборатория, родительская конференция, родительское собрание, аукцион, вечера вопросов и ответов, родительские чтения, родительский тренинг, семейная гостиная, родительский клуб, дни добрых дел, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры и др. /
• досуговое /призванное устанавливать теплые неформальные отношения между родителями и педагогами и более доверительные отношения родителей с детьми; это направление включает: совместные походы и экскурсии, семейные вернисажи, выставки детско-родительских работ, праздники, утренники, мероприятия (концерты и соревнования) и т. д. /
• наглядно-информационное /заключающееся в организации родительского всеобуча; данное направление определяет: сайт ДОО в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, реклама в СМИ, записи видеофрагментов организации различных видов детской деятельности, фотографии, информационные проспекты, газеты, тематические выставки, выпуски бюллетеней, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов и уголков для родителей, использование СМИ для освещения проблем семейных воспитания и т. д. /
• информационно-аналитическое /определяемое сбором, обработкой и использованием данных о семье каждого воспитанника; к данным формам относят: анкетирование, интервью, опрос, беседы и т. д. /
Перед нами встал вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками образовательного процесса?
Слайд В нашем детском саду помимо традиционных форм активно используются и нетрадиционные формы и методы работы с семьей, которые пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Слайд Одной из новых форм работы по вовлечению родителей в образовательный процесс стало проведение дня Дублёра. Это мероприятие мы проводили впервые, но надеемся это станет доброй традицией, как того пожелали родители и воспитатели. С начала рабочего дня родители-дублё ры воспитателей активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, организовывали игры. Творчески подошли к организации ОД и режимных моментов и блестяще справились со своими обязанностями. Вывод был таков: «Воспитатель – это очень сложная, но интересная профессия!»
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Это укрепило партнёрские отношения между нами и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Слайд Интервью с родителями И если День дублера будет проводиться и в дальнейшем, мы предполагаем, что постепенно это даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками педагогических мероприятий и помощниками воспитателя и администрации ДОО.
Слайд Встречи с родителями на праздничных мероприятиях делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога. У родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Слайд Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Слайд Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Слайд Деловые игры с родителями это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Особенность игры — активное участие и воспитателя и родителей. В результате деловой игры родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Нетрадиционные родительские собрания по типу «Душевного разговора» рассчитаны не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.
Используем круглый стол, где в нетрадиционной обстановке с обязательным приглашением специалистов обсуждаем с родителями актуальные проблемы воспитания.
Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. Мы обучаем родителей приемам закаливания, рисованию, лепке, аппликации и т. п.
Слайд Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности анкетирование, тестирование.
Слайд Проведение различных мероприятий с родителями в нетрадиционной форме уже стало традицией это и деловые игры, и интеллектуальные игры по типу «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья», театрализованная деятельность, КВНы различной тематики и многое другое. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Слайд Ещё одна форма вовлечения родителей в образовательный процесс – совместные спортивные досуги и праздники, которые очень много дают родителям : они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Такая совместная деятельность даёт возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми; создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения.
Слайд Родители принимают участие в различных конкурсах, выставках: «Новогодняя игрушка», «Кормушка для птиц», «Оч. умелые ручки», «Этот таинственный мир»
Слайд «Пасхальные чудеса», «Мой папа самый лучший», «Мастерская природы».
Слайд Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Родители начали проявлять инициативу в благоустройстве участка, клумб, изготовили интересные пособия и оборудование.
Слайд Мы очень признательны всем родителям воспитанников и для того, чтобы они видели нашу благодарность зрительно, в приемной оформлено «Дерево благодарности родителям». Теперь каждый посетитель нашей группы может увидеть, что мы ценим проявленное внимание к жизни детского сада со стороны родителей наших ребятишек. А также благодарим всех родителей за посильную помощь.
Слайд Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютной и красивой, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с каждым родителем на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Слайд Информационно-просветительские красочные плакаты и ширмы
предназначены для оформления уголков приемной комнаты ДОО;
Позволяют:
- осуществить целенаправленную работу с родителями по определенной теме;
-обеспечить эффективное взаимодействие ДОО и семьи;
Слайд
Важные моменты
Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы);
Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Слайд
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в группе сформировался не только дружный коллектив детей, но и дружный коллектив родителей.
ФИЛЬМ
Сейчас можно сказать смело, что формальное общение исчезает. Родители и педагоги советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятия, праздник. Взаимоотношения стали партнерскими.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.