МААМ-картинки

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.

Наталья Калько
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.

Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Публикация «Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию в группе мною создана предметно-развивающая среда, с учетом следующих требований: соответствие возрастным особенностям и выполнение правил по безопасности. В мини-лаборатории «Почемучки» находятся: приборы – помощники (лупы, микроскопы, компасы и т. д., медицинские материалы (пипетки, пробирки, мерные ложки и т. д., природный материал (глина, песок, камешки, шишки и т. д., разные виды бумаги и другие материалы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.

Экспериментально-исследовательская работа ведется с детьми по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, строение растений, функционирование их, условия жизни растений и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Формы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, проводимая 1 раз в неделю и в соответствии с лексической темой. Например, лексическая тема «Хлеб», занятие проводимое по экспериментальной деятельности «Эксперименты с мукой», тема «Фрукты»» - «Фруктовая лаборатория», «Весна» - «Волшебница вода» и т. д.

Для повышения интереса на занятиях использую сказочные персонажи. Дедушка Знай показывает нам забавные опыты, зайчонок Почемучка «забегает» с интересными заданиями, «залетает» галчонок Любознайка с трудными вопросами и другие известные детям персонажи, что позволяет повысить интерес к проведению опытов.

2. Самостоятельная деятельность детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и т. д.). Особое внимание уделяю индивидуальной работе - так, чтобы каждый ребёнок имел возможность самостоятельно провести опыт, после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом. Ведь ребёнку очень важно самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

3. Экспериментальная деятельность на прогулках (во время наблюдений за объектами или явлениями природы). Например, интересны проводимые опыты по обнаружению воздуха: «Как поймать воздух?», «Движения воздуха – это ветер», «Реактивный шарик», «Парашют» и другие.

4. Организация развлечений с проведением интересных опытов, такие как «В гостях у Архимеда», «Воздух – невидимка», «Проделки Снежной королевы»

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.

Классификация экспериментов.

- Запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.

- Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.

- Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.

- Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Как на занятиях, так и в совместной деятельности я использую видео-презентации, которые также способствуют развитию любознательности у детей, помогают ответить на многие вопросы.

Большое внимание уделяю и работе с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, предлагаю памятки, привлекаю к созданию фотоальбомов, разнообразных коллекций. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у ребенка исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Госпожа волшебница вода» «Госпожа волшебница вода» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность. Цель: прививать интерес к исследовательской.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому разв Тема: Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому развитию.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Серия занятий по экспериментально-опытной деятельности в старшем дошкольном возрасте Материал Емкости с различными крупами, колоски злаков. Ход опыта. Определить из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 16:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД