Папки-передвижки

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.

Наталья Калько
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.

Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Публикация «Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию в группе мною создана предметно-развивающая среда, с учетом следующих требований: соответствие возрастным особенностям и выполнение правил по безопасности. В мини-лаборатории «Почемучки» находятся: приборы – помощники (лупы, микроскопы, компасы и т. д., медицинские материалы (пипетки, пробирки, мерные ложки и т. д., природный материал (глина, песок, камешки, шишки и т. д., разные виды бумаги и другие материалы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.

Экспериментально-исследовательская работа ведется с детьми по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, строение растений, функционирование их, условия жизни растений и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Формы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, проводимая 1 раз в неделю и в соответствии с лексической темой. Например, лексическая тема «Хлеб», занятие проводимое по экспериментальной деятельности «Эксперименты с мукой», тема «Фрукты»» - «Фруктовая лаборатория», «Весна» - «Волшебница вода» и т. д.

Для повышения интереса на занятиях использую сказочные персонажи. Дедушка Знай показывает нам забавные опыты, зайчонок Почемучка «забегает» с интересными заданиями, «залетает» галчонок Любознайка с трудными вопросами и другие известные детям персонажи, что позволяет повысить интерес к проведению опытов.

2. Самостоятельная деятельность детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и т. д.). Особое внимание уделяю индивидуальной работе - так, чтобы каждый ребёнок имел возможность самостоятельно провести опыт, после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом. Ведь ребёнку очень важно самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

3. Экспериментальная деятельность на прогулках (во время наблюдений за объектами или явлениями природы). Например, интересны проводимые опыты по обнаружению воздуха: «Как поймать воздух?», «Движения воздуха – это ветер», «Реактивный шарик», «Парашют» и другие.

4. Организация развлечений с проведением интересных опытов, такие как «В гостях у Архимеда», «Воздух – невидимка», «Проделки Снежной королевы»

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.

Классификация экспериментов.

- Запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.

- Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.

- Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.

- Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Как на занятиях, так и в совместной деятельности я использую видео-презентации, которые также способствуют развитию любознательности у детей, помогают ответить на многие вопросы.

Большое внимание уделяю и работе с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, предлагаю памятки, привлекаю к созданию фотоальбомов, разнообразных коллекций. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у ребенка исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Госпожа волшебница вода» «Госпожа волшебница вода» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность. Цель: прививать интерес к исследовательской.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому разв Тема: Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому развитию.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Серия занятий по экспериментально-опытной деятельности в старшем дошкольном возрасте Материал Емкости с различными крупами, колоски злаков. Ход опыта. Определить из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 16:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Калько (УИ 107053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД