Татьяна
Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальных занятиях музыкально-дидактические игры подразумевают в себе деятельность ребенка, связанную с выполнением определенных
упражнений, направленных на развитие его музыкальных способностей,
Публикация «Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
а также на совершенствование движений. Музыкально-дидактическая игра всегда предполагает наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. В ней должны сочетаться элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями, поскольку развитие музыкально сенсорных способностей всегда играет важную роль.
Музыкально-дидактическая игра ребенка раннего возраста (2–3 года) имеет
свои особенности. Прежде всего, в ней отсутствует соревновательный элемент, поскольку маленькие дети пока еще только учатся взаимодействовать друг с другом. Другое противоречие заключается в том, что все дидактические игры требуют от ребенка сосредоточенного внимания, осмысленного, а не импульсивного поведения, а также волевых усилий, что не всегда проявляется в играх детей раннего возраста. Кроме того, такие игры требуют наличия некоторого опыта общения с музыкой, чего у ребенка до трех лет может и не быть. Поэтому первые музыкально-дидактические игры скорее напоминают задания дидактического характера, где ребенок сравнивает и различает звуки по высоте, длительности, тембру и силе. При
этом самые простые из них проводятся практически без музыкального сопровождения с помощью озвученных игрушек или детских музыкальных инструментов. В практике раннего музыкального воспитания детей используется множество разнообразных музыкальных игр, которые не называют музыкально-дидактическими. Это связано с тем, что основной целью их применения является не решение каких-либо определенных музыкальных задач, а активизация детей, вовлечение их в совместную деятельность, получение радостных эмоций от музыки и движений. При этом музыкально-дидактические задачи либо отодвигаются на второй план, либо вовсе отсутствуют. Поэтому встает вопрос о том, можно ли считать подобные музыкальные игры детей раннего возраста музыкально-дидактическими? Необходимо разделить понятия «игра под музыку» и «музыкальная игра». Игра под музыку подразумевает выполнение игровых действий, не связанных ни с осмыслением, ни с сопереживанием музыке, сопровождающей игру. В этом случае музыкальное восприятие ребенка остается пассивным, хотя даже такое восприятие оказывает влияние на его психическое и физическое состояние и приучает к тому, что музыка является неотъемлемой частью его жизни. В то же время пассивное восприятие музыки не дает ребенку тех средств, с помощью которых он может понять, осмыслить и прочувствовать ее образное содержание и выразительные средства. Ребенок может некоторое время не обращать внимания на музыку, но постепенно он начнет к ней прислушиваться, и тогда игра под музыку, организованная и руководимая взрослым, становится музыкальной игрой. Музыкальная игра практически всегда подразумевает, что ее музыкальное сопровождение оказывает влияние на характер ответных игровых действий ребенка, что совершенно невозможно без активной работы его восприятия, в основе которого лежит переживание выразительного содержания звуковысотных и ритмических соотношений в музыке. Также необходимо отметить, что организуя музыкальную игру, педагог имеет возможность не только поддержать интерес ребенка к звучащей
музыке, но и поставить целый ряд задач, важнейшими из которых являются привлечение слухового внимания и побуждение к непосредственным ответным действиям, направляемым не только словом педагога, но и характером музыкального сопровождения игры. При этом ребенок осваивает танцевальные движения, учится подпевать, играть на детских музыкальных инструментах. Умение правильно интонировать или точно отображать ритмический рисунок музыкального произведения не является жестким требованием, но это не говорит о том, что ребенок не будет в меру своих возможностей пытаться их воспроизвести. В основе этих попыток будет лежать его эмоциональное отношение к музыке и врожденная способность слуха воспринимать разные по высоте, силе, тембру и продолжительности
звуки, а также способность подражания взрослому. Возникающие под воздействием музыки двигательные и речевые реакции ребенка ложатся в основу всей его последующей музыкальной деятельности. В свою очередь, сочетание двигательных, слуховых, зрительных и тактильных ощущений, которыми насыщена музыкально-дидактическая игра, помогает ребенку прислушаться к настроению и эмоциям, выраженным в музыке, к их смене и развитию, а сама атмосфера игры создает наиболее благоприятные условия для этого процесса.
Таким образом, в качестве главной музыкально-дидактической задачи в данном случае выступает стимулирование ребенка к овладению способами действий, связанных с музыкой, с помощью которых он может выразить свое эмоциональное отношение к ней. Динамика развития этих способов ответных действий, их соответствие образному содержанию музыки свидетельствуют о том, что у ребенка постепенно развиваются и углубляются представления о средствах музыкальной выразительности. Поэтому такие музыкальные игры детей раннего возраста можно отнести к типу музыкально-дидактических и рассматривать как одно из оптимальных средств, способствующих приобретению первых навыков осмысленной реакции на музыку.