МААМ-картинки

Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Туяра Климентова
Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Аннотация: Обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина для действий, ощущаемая человеком как особо важная, он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Его можно рассмотреть, как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи.

Публикация «Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный процесс, проектная деятельность, творческое мышление, методическое сопровождение.

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени обучению в школе.

Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Однако на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена в современных программах. Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ю. Н. Кулюткина,

Д. Б. Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере.

В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н. Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека» [5]. Л. С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности [10]. Н. Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру [8].

А. Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально- жизненного значения и эмоциональной обольстительностью [6].

На сегодняшний день в исследованиях представлены различные точки зрения на проблемы формирования познавательного интереса. Н. К. Постникова рассматривает интерес, как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного [9]. Интерес в данном случае предстает как совокупность проявлений активности, (в числе показателей активности выделяют, например, количество задаваемых ребенком вопросов) однако такой подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим собственно механизма возникновения интереса [9]. В исследованиях А. Валлона познавательный интерес рассматривается как эмоциональное отношение к предмету познания. Одним из первых объектов познания ребенка дошкольного возраста является предметный мир.

Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком дошкольного возраста и во многом определяет процесс его социализации [2]. Л. И. Божович, Л. С. Выготский [4] считали, что развитие познавательного интереса у дошкольников из-за превосходства особых форм активности и положительного эмоционального состояния возникает из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его возникает в деятельности (Л. С. Выготский [4], А. Н. Леонтьев [7], С. Л. Рубинштейн [10] и др.). Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, непосредственным образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, разъединенность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от конкретного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного уровня к проблемному, что отражается в гибкости, независимости и продуктивности мышления. Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

1. Совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности : преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребенок различает похожие звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

2. Совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности : пополняется словарный запас, проявляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

Проектная деятельность в ходе реализации находит отражение во всех образовательных областях, отраженных в ФГОС и во всех структурных единицах образовательного процесса. Вследствие этого, образовательно-воспитательный процесс становится целостным, неразбитым, гармоничным. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Всякая деятельность делится на репродуктивную (заранее организованную) и продуктивную (инновационную, требующую непосредственного применения методологии. И. Д. Чечель считает, чтодеятельность – это «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс».

В свою очередь, проектная деятельность- это деятельность, направленная на осуществление каких-либо конкретных проектов. В словаре С. И. Ожегова приводится следующие значения слова проект :

-технические документы - чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых

зданий, сооружений, машин, приборов и т. д. ;

-предварительный текст какого-либо документа и т. п. ;

-план, замысел.

Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений.

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности проходила на базе МБДОУ №42 «Мамонтенок»

В эксперименте принимали участие 25 детей старшей группы, мы присвоили им личный код в соответствии с алфавитным порядком.

Для изучения уровня развития познавательного интереса у детей 6 – 7 лет мы использовали апробированные диагностики: методику направленности интересов «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохоровой, исследования особенностей познавательных потребностей у дошкольников : методика №1 «Волшебный домик» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич) [1].

Для определения мотивации выбора деятельности детей, была применена методика Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности».

Для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня направленности познавательного интереса детей старшего дошкольного возврата : низкий, средний и высокий. Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в выборе деятельности, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – частичная степень самостоятельности и инициативности в выборе детской деятельности и поиске способа ее выполнения.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи, выбирая различные виды детской деятельности и различные пути решения поставленных задач. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения

В ходе обследования испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов.

Таблица 1

№ Вопросы Варианты ответов Балл

1 Как часто ребенок подолгу (полчаса - час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью а) постоянно

б) иногда

в) очень редко 5

3

1

2 Что предпочитает ребёнок, когда предлагают загадку? а) помучиться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ от других 5

3

1

3 Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца? а) постоянно, слушает до конца

б) иногда, не всегда слушает до конца

в) редко 5

3

1

4 Часто ли ребенок задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) редко 5

3

1

5 Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением а) очень положительно

б) когда как

в) скорее равнодушно 5

3

1

6 Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? а) да

б) не всегда

в) нет 5

3

1

7 Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной теме) а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось 5

3

1

При обработке данных интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно, 17-26 баллов – умеренно, менее 17 баллов – слабо.

Эксперимент по выявлению мотивационной потребности в деятельности, показал, что у детей преобладает мотивация к следующим видам деятельности :

Таблица 2

Вид деятельности Кол-во детей В процентах

Игровая 9 45

Экспериментирование 5 25

Конструирование 3 15

Рисование 2 10

Труд в природе 1 5

По диагностике Л. Н. Прохоровой, направленной на определение видов детской деятельности, интересующей детей в большей степени и характеризующей уровень познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, выявлены следующие результаты:

Таблица 3

Уровни Кол-во детей В процентах

Высокий 3 15

Средний 16 80

Низкий 1 5

На основании результатов использования диагностического инструментария Л. В. Прохоровой следует отметить, что у обследуемых детей группы вызывают интерес различные виды детской деятельности, поэтому необходимо использовать индивидуализированный и дифференцированный подход в организации образовательного процесса и планировать работу по всем видам детской деятельности.

Сущность модели повышения уровня познавательного интереса состоит в использовании возможностей технологии блочно-тематического планирования в образовательном процессе для:

- реализации принципа тематической организации образовательного процесса и системно организованного планирования образовательной работы в течение дня, недели, месяца, года;

- моделирования и проектирования любого аспекта организации образовательно - развивающей среды;

- создания условий «событийности, содеятельности, сотрудничества» субъектов педагогического процесса;

- личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми; полилогического и диалогического общения [3].

Каждый блок содержит четыре проекта разной направленности, но имеющие возможности для стимуляции развития познавательного интереса.

Таблица 4

Риски разработки блочно - тематического планирования Перечень рисков Мероприятия по управлению рисками

1. Индифферентность педагогов Применение современных технологий, направленных на профилактику педагогического выгорания.

Моральная поддержка (коллективное признание).

2. Частичная сформированность самостоятельности в выборе деятельности детей дошкольного возраста (сложный переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно-ориетированной модели) Использование технологий, направленных на повышение уровня самостоятельности старших дошкольников.

3. Низкий уровень насыщенности РППС,ее статичность Обогащение и периодическое пополнение РППС с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.

4. Низкий уровень инициативности, поддержки родителей (законных представителей) Организация мероприятий по привлечению и признанию родителей (законных представителей) как полноправных участников образовательных отношений.

Прогнозируемый результат:

- повысится уровень развития познавательного интереса детей;

-в соответствии с психофизиологическими характеристиками детей старшего дошкольного возраста определены направления проектной деятельности и их содержание;

-разработана система использования метода проекта в старшем дошкольном возрасте;

-родители (законные представители) проявляют себя как активные и инициативные участники образовательных отношений.

Решение этих задач осуществляется при помощи различных средств: книг, энциклопедий, технических средств, предметов образовательной среды.

Для эффективности работы с блочно-тематическим планом работы необходимо учитывать следующие условия:

- создание условий для познания окружающей действительности детей старшего дошкольного возраста должен носить систематичный и целенаправленный характер;

- при подборе содержания проектов необходимо определять роль ребенка как активного, инициативного, самостоятельного субъектав образовательных отношений;

- поэтапное руководство проектной деятельностью с обозначением доминирующих задач развития познавательного интереса на каждом из них.

- доминирующую роль проекта определяет сам ребенок, оценивая свои возможности и привлекая для реализации проекта взрослого.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что проблема познавательного интереса довольно широко разработана как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих сущность метода проекта и особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательного интереса, который ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план, замещая игру.

Для выявления уровня развития познавательной мотивации использовались диагностические материалы Л. Н. Прохоровой, В. С. Юркевич, Э. А. Барановой, Н. И. Ганошенко. Данные диагностики позволили определить уровни развития познавательного интереса детей группы. Анализ результатов был учтен при разработке блочно-тематического плана педагогической работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством детского проектирования : исследовательско-творческого, ролево-игрового, информационно-практико-ориентированного, творческого, которые представляют собой проблемные ситуации и занятия опытно-экспериментальной деятельности. Все включенные в план проекты имеют методическое сопровождение в виде паспортов

Мы предполагаем, что реализация блочно–тематического плана, которая составлена с учетом психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста, позволит эффективно использовать образовательные возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса старших дошкольников.

Перспективой нашего исследования будет апробация разработанного плана, оценка эффективности его реализации; возможно, корректировка некоторых положений и подходов; трансляция итогов работы в дошкольных учреждениях г. Якутска.

Список цитируемой литературы:

1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э. А. Баранова/.-СПб. : Речь, 2005

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2009 №6. 52

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Собр. соч. : В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – т. 4.

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

5. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 2010.

7. Крылова Н. М Детский сад-дом радости/ Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – М:. Творческий Центр Сфера, 2014

8. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте : Автореф. дис. … докт. пс. наук. – М., 2001 54

9. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. – М. : Просвещение, 1991

10. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М., 1971

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 15:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД