Особенности создания лечебной сказки для работы педагога-психолога со слабовидящими детьми

Наталья Соловьева
Особенности создания лечебной сказки для работы педагога-психолога со слабовидящими детьми

«Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс»

(К. Роджерс)

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. К этой категории детей относятся дети с косоглазием, астигматизмом, амблиопией, близоруковстью и дальнезоркостью.

В результате общения с родителями и воспитателями данных детей мы пришли к выводу, что дети имеют ряд общих психологических проблем. Они часто стесняются носить очки. Проявляется нежелание, когда ребенок только начинает носить очки (после обследования) и в период лечения. Причина этого нежелания чувство дискомфорта и непривычности, неловкость перед сверстниками, страх перед обидным словом «очкарик». Даная ситуация не позволяет ребенку хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению зрения. Часто в этот период у ребенка проявляются такие особенности поведения как: агрессивное поведение, уход от деятельности (отказ от организованной деятельности, нежелание участвовать в играх с детьми, проявляются упрямство, капризы. Поэтому такая проблема как нежелание ребенка носить очки является актуальной. С целью профилактики отказа ребенка от ношения очков и уже сложившемся негативном отношении к очкам необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на адаптацию детей к очкам.

В рамках такой возникла идея проведения мастер-класса для родителей «Сказка - лучший наш помощник», на котором обсуждалась проблема, как приучить ребенка носить очки, используя ресурсы лечебных сказок. На этом занятии родители узнали, что такое терапевтические лечебные сказки для детей и каков алгоритм их создания для решения проблем их ребенка. Выбор приема сказкотерапии был не случаен.

Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Через сказки детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе.

На сегодняшний день сказкотерапию можно рассматривать как один из самых результативных методов работы с детьми с ОВЗ. Особую роль в работе со сказками с детьми с ОВЗ отведена такому жанру сказок, как психокоррекционных сказки или как их еще называют лечебные.

Психокоррекционных сказки – это сказки для детей, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать детям, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

В этом качестве в своей работе я использую ряд авторских произведений, которые также имеют лечебный эффект в работе с деть. Это стихотворение А. Барто «Очки», «Как лягушонку Тишке очки помогли» (автор М. А. Кутузова, «Волшебные очки» (автор Н. Грибачев, мультфильм «Жирафа и очки» и т. д. Эти произведения направлены на то, чтобы сформировать положительное отношение у детей к ношению очков и все что с этим связано. Подбирая сказки для прочтения детям, я столкнулась с тем, что готовых сказок адресованных для работы с проблемами детей с нарушением зрения очень мало.

Как сочинить терапевтическую сказку? Написать терапевтическую сказку легко и сложно одновременно. Легко – поскольку есть правила и технология написания такой сказки. Сложно – потому что очень важно найти именно того героя, тот сюжет, который ребенок примет, как послание к изменениям, без особого сопротивления.

Дело в том, что терапевтическая сказка воспринимается сразу на двух уровнях – сознательном и бессознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня – это понарошку. Бессознательное же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка

только тогда становится терапевтической, когда ребенок

отождествляется с ее героями, может провести параллель

между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок

или понимает скрытое сообщение.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1 Жили-были Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки

2 И вдруг однажды. Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка

3 Из-за этого. Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки

4 Кульминация (или что происходило потом) Герои сказки справляются с трудностями

5 Развязка (чем все закончилось) Результат действий героев сказки: «-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной

6 Мораль сей сказки такова. Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется

В своей работе с детьми с ОВЗ с нарушением зрения я столкнулась с необходимостью написания терапевтических сказок для девочки, которая не хотела носить очки, для мальчика, которые постоянно терял и ломал очки, также необходимо была сказка для мальчика, которого обзывали и не принимали в группе, потому что он носил очки, сказки о необходимости выполнения специальных упражнений для глаз (гимнастики, массажа) и т. п.

Сегодня я хочу продемонстрировать один из примеров такой сказки.

Как лягушонку Тишке очки помогли (Кутузова М. А.)

Жил был на свете лягушонок по имени Тишка. Он, как и все другие мальчики и девочки, ходил в детский сад на соседнее болото. Но Тишка, немного отличался от других лягушат тем, что у него было не такое зоркое зрение как у других. Это очень беспокоило маленького лягушонка. Ему было трудно что-либо внимательно рассмотреть, и часто задания и поручения воспитателя он выполнял позже всех.

Мама и папа Тишку очень любили и поэтому, чтобы ему помочь, купили очки.

Очки лягушонка не обрадовали, так как ему казалось, что надев их, в детском саду его все будут обзывать. Родители ему объяснили, что очки нужно обязательно носить, без них зоркость и ясность зрения не вернутся. Нужно потерпеть!

Лягушонок не хотел обижать свою маму, надевал очки и грустно уходил в садик. Там он прятался за цветочки кувшинок и стеснялся выглянуть. А ему так хотелось играть и резвиться вместе со всеми, но он так и не решался выйти.

Однажды, когда Тишка в очередной раз, спрятался за листочек, переживая за свою внешность, произошла необыкновенная история.

На болото, где жили лягушки, а именно на то место, где находился детский сад, прилетела цапля, чтобы полакомиться маленькими лягушатами.

Играющие мальчики и девочки, испугавшись, бросились врассыпную. Лишь только один лягушонок не успел спрятаться от сердитой голодной цапли. Он зацепился лапкой за прутик и никак не мог освободиться. Малыш стал звать на помощь, но никто его не услышал и не увидел, так как все испугались.

Отважный Тишка, услышал крики о помощи. Он тут же, надел свои очки и мигом нырнул под воду, в ту сторону, где зацепился лапкой несчастный малыш. Храбрый лягушонок аккуратно сломал прутик и освободил своего товарища, и тот успел спрятаться.

Голодная цапля не нашла ни одного лягушонка на этом болоте и улетела.

А все ребята стали гордиться своим другом Тишкой. Девочки и мальчики решили, что именно очки помогли ему совершить такой героический поступок. Никто, даже в мыслях, не хотел обзывать его.

Да и сам лягушонок обрадовался тому, что у него есть такой важный предмет для его зоркого зрения, как очки!

Публикации по теме:

Консультация «Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате» Подготовила: педагог-психолог Магина Ю. М. Введение В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов.

Анализ работы педагога-психолога В 2016-2017 учебному году были поставлены следующие задачи и цели работы педагогом-психологом: Цели: 1. Создание благоприятных условий.

Фотоотчет «Театрализованная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога с детьми на примере сказки «Кошкин дом»Фотоотчет «Театрализованная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога с детьми на примере сказки «Кошкин дом» Подготовила педагог-психолог Глушкова Елена. Представляю отчет: "Театрализованная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога.

Сказкотерапия — один из методов работы педагога-психолога Сказкотерапия- один из методов работы педагога-психолога Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности создания лечебной сказки для работы педагога-психолога со слабовидящими детьми
Опубликовано: 21 октября 2019 в 11:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

20 ноября. Выставка «Чудо-деревьев» на МААМ

«Чудо-дерево» придумал Корней Чуковский — сказка в стихах Корнея Чуковского была написана в 1924 году. С тех пор она любима многими семьями. В ней рассказывается, как вблизи дома выросло волшебное...

Сценарий мероприятия «Прощание с начальной школой»
Сценарий мероприятия "Прощание с начальной школой". Ведущий: Внимание! Ещё минута — и появятся Слегка взволнованы и смущены, Герои вечера и праздника,...
Мастер-класс по живописи «Пушистый кот». Пошаговое рисование гуашью в...
Уважаемые Коллеги, хочу с вами поделиться, как просто можно нарисовать кота, даже скорее написать, гуашью не используя воду для мытья кисточки. Цель :...
Газета «Фэмпшарики» для конкурса «Математический знайка» совместно с родителями
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем...